Несовершенство линий движется постепенно
Рецензия на фик «Остаться в живых?» Скучун по ее же заявке.
Nota bene: Автор рецензии хочет заранее предупредить читателей, что весьма поверхностно знаком не только с каноном, но и, что достаточно важно, с фэндомом Final Fantasy VII, поэтому он, увы, не может набрать нужное количество знаков путем анализа места автора в фэндоме и отнесения оного к тому или иному течению. Автор рецензии даже не знает, есть ли в означенном фэндоме какие-либо течения)))
Отсюда также вытекает, что все нижеизложенное — абсолютное и ничем не подкрепленное имхо. К тому же подкатному тексту не хватает косплееров-лесбиянок и прочих кошерных вещей, зато восторга и обожания там хоть отбавляй.
Итак, Praemonitus Praemunitus.
читать дальше
«Остаться в живых?» - это такой фик, который я, вероятно, не стала бы читать, даже будучи в фэндоме. Куча предупреждений, ангст такой ангст, да еще и проскальзывающее в описании слово «социальщина». Словом, не совсем то, что привыкли видеть в фанфикшне апологеты приставки fun-.
Я, вероятно, не стала бы его читать – и потеряла бы возможность заглянуть за изнанку фан-творчества, в пространство, не созданное for lulz only.
Для меня, наивной чукотской девочки, существование этой изнанки явилось нехилым откровением, и, черт побери, довольно приятным откровением. (Хотя я и допускаю, что автор при написании все равно получал свои своеобразные лулзы – ведь это все-таки фанфикшн).
Последняя отмаза, которой я прикроюсь на всякий случай, звучит до неприличного просто: это хороший фик. И, как и всякий хороший фик, его достаточно сложно речить – это, как писали классики, все равно, что стакан кому-нибудь описывать, или, не дай бог, рюмку: только пальцами шевелишь и чертыхаешься от бессилия. (с)
Поэтому, чем читать рецензию, лучше пойдите ознакомьтесь с фанфиком, гораздо более познавательное чтиво.
Но, кажется, про уважение к благородным утконосам больше ничего не скажешь, и мы остаемся один на один с текстом.
Вутайский синдром
Для завязки автором выбран вариант «неполной АУ» - тот случай, когда вместо переноса персонажей в другое место действия в оригинальном каноничном сюжете ставится определенная точка, после которой задается вопрос: «Что, если?»
Любопытная тенденция – достаточно много авторов в этот поворотный момент задают расширенную версию вопроса: «Что, если N не умер?». Действительно, что может трагичнее оборвать высокие замыслы фикописателя, чем смерть персонажа в каноне? Более того, любимого персонажа, часть любимого ОТР? А уж если оба два участника пэйринга скоропостижно и насильственно скончались, то шипперу прямая дорога в теплые объятия АУ. Только вот незадача, обычно на таких текстах в шапке стоит слово «флафф», а не ангст и уж тем более не десфик.
Действительно, казалось бы, какой смысл давать героям шанс выжить, чтобы потом убить их все равно, но уже по-своему?
Этим вопросом задаются и персонажи фика, солджеры, которые таки остались – в живых ли?
Зак потряс головой.
- Анжил, - спросил он наставника и друга. - Ты не жалеешь?
- О чем?
- Что... дожил до стольких лет. И этой богадельни. Что не погиб на поле боя... Было ли лучше умереть... тогда?
Зак и Анджил, Сефирот и Генезис – персонажи Final Fantasy VII и Crisis Core, которые в каноне ушли из жизни относительно молодыми, в блеске, сражаясь – каждый за то, во что он верил, будь то честь, мечты, дружба или тотальный геноцид.
Персонажи, которые в этом фанфике доживают свой век в инвалидных креслах в доме престарелых, или собирая стеклотару, отчаянно экономя, чтобы прожить на мизерную пенсию, и приходя – иногда – на могилы старых друзей.
Персонажи, которые живут памятью о войнах, итоги которых были пересмотрены, о временах, забытых окружающими, об идеалах, втоптанных в грязь.
Знакомая картинка, не правда ли?
Для меня это очень трудный текст, злой и острый, он бьет по больным мозолям. Не сквикает, потому что я не верю, что у someone else есть такие кинки, а именно бьет - наотмашь. И поэтому я выбрала его, а не второй фик из заявки.
Потому что думаю, что для каждого эта тема хоть каким-то боком актуальна. И у каждого есть такие мозоли - пока еще есть, слава богу, это банально, и избито, но "нет ни одной семьи..." (с)
Я считаю, что это не фанфикшн, это в некотором роде мета, на стыке фика и публицистики, и маркером последней служит та самая "социальщина", обозначенная в шапке.
Впрочем, текст вполне успешно мимикрирует под фанфик. Например, старые (в буквальном смысле) знакомые, на мой взгляд, остаются вполне в характере, несмотря на артрит, склероз и проблемы со стулом. В гипотетического старика Сефирота, генерала в инвалидном кресле, верится ничуть не меньше, чем в Зака, который приходит навестить старых товарищей и на последние гроши покупает приличную еду, когда к нему в гости приезжают дети и внуки. И в два их ответа на главный вопрос фика тоже верится - тот самый вопрос, уже цитированный выше.
"Помни нас такими, какими мы умерли в последней битве", - говорит Сефирот, отказывающийся признавать поражение в самой страшной войне - со старостью.
"...умер бы я молодым... у нас вообще ничего бы не было. Ни семьи, ни воспоминаний", - отвечает, хоть и не ему, Зак, являющийся в некотором смысле протагонистом в тексте - обладателем такого "непрямого POV", самого, имхо, удобного из приемов рассказчика: мы видим то, что видит Зак, читаем его (и только его) мысли и ощущения, но вместе с тем отсутствует чувство сопричастности, которое многим, как я подозреваю, мешает читать прямое POV (иных причин для нелюбви к этому виду повествования я увидеть не могу, заметим в скобках, но это так, тема для "поразмышлять на потом", к рецензируемому тексту же - оффтоп).
Автор, закрывающийся этим приемом, обычно проделывает хитрую штуку - никогда впрямую не отвечает на поставленный в тексте вопрос, предлагая читателю подумать самому. Данный случай отнюдь не исключение из правила - карты сданы на руки, вот вам набор ситуаций, а кто прав?..
Сефирот, не теряющий ясности сознания, но живущий прошлыми войнами?
Анжил с его фатализмом? ("Раньше казалось, что все, что надо сделать, это стать героем. Решение всех проблем. …Но время не стоит на месте. И все обесценивается").
Клауд, который в общем, никакого выбора не делал, просто ему не повезло - или повезло? - не дожить до пенсии?
Зак с его неутомимым, неистребимым жизнелюбием? ("Ни прошедшие годы, ни болячки не изменили его восприятия. Фэйр все еще казался себе молодым и почти по-детски удивлялся и раздражался, когда выяснялось, что ему уже не по силам то, что раньше давалось легко").
В этом смысле, кстати, показателен выбор Зака в качестве "рассказчика". Он, пожалуй, единственный из героев, этих "универсальных солдат", которых добили инсульты и старческие болячки, сохраняет в себе силы надеяться или негодовать. Единственный, кто задается вопросами про смысл и цель, кто не угасает, замкнувшись в безумии или воспоминаниях. Кто сохраняет достаточно человечности, чтобы понять "тех, кто старался избегать общения со стариками", "тех, кто платил мизерные пенсии и отделывался бесконечными "мы постараемся обеспечить пенсионерам достойную старость". Он, даже в каноническом посмертии умудрявшийся тормошить мрачного эмо-Клауда, в этом фике рассказывает, смеется, вспоминает, тоскует - словом, делает все, чтобы читатель не оторвал глаз от текста.
И умирает, конечно же, потому что умирают все - неизбежно, неотвратимо. Кто-то - в своей постели, кто-то - от пули, кто-то - на больничной койке, среди запаха аммиака и лекарств.
Главное, наверное, не то, как. И даже не то, зря прожита эта жизнь, или нет.
Главное - хотя бы к тому достойному возрасту, в котором оказались персонажи фика, осознать, "что живешь набело и второго шанса не будет ... что жизнь уже прошла, и скоро укажут на выход. Когда ты только-только, кажется, начал догадываться, что же это такое. Жизнь".
Неоднозначная ведь, все-таки, штука, да?
В завершение хочу сказать, что я считаю финал фика оптимистичным. Правда, оптимизм этот весьма специфического рода, конечно. Но некий катарсис, тем не менее, у читателя наступает - и сложно сказать, в связи ли с текстом или вне его - при взгляде на канон с позиций текста.
Наверное, все же второе. Тем лучше для текста - если с его помощью можно переосмыслить первоисточник.
Post Scriptum
И - пять копеек совсем уж имхи - как будто всего вышесказанного было недостаточно. Есть такие слова классика - "Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных" (с). Мне - да, стыдно - но кажется, что это не так. Вернее, не во всех случаях так. Хорошо прописанная (нарисованная, санимированная, обоснованная) смерть героев для автора с читателем - это как секс в исповедальне с завязанными глазами, возможность разделить этот самый пресловутый катарсис. Так вот, приведенный текст в моем понимании - отличная иллюстрация того, что "не во всех случаях так". Смерть Зака - она была катарсисом, красиво и хорошо срежиссированным (да простят меня поклонники Кризис Кора, для меня нет ничего страшнее Last Order, хоть оно и официально АУ. Сила в лаконичности). А смерть от старости, от болезней - это что-то безнадежно далекое даже для нас, нестарых еще (в большинстве своем)) читателей, и тем более для полных оптимизма и энтузиазма персонажей. Что бы выбрал Зак образца Crisis Core, если бы ему предоставили выбор?
Уж вряд ли то же самое, что сам он в возрасте "за шестьдесят" сформулировал в фике. Скорее что-нибудь в духе молодого, кстати, Курта Кобейна про better to burn out. Впрочем, маленькая собачка, как известно, до старости щенок...
И к слову,минута пеара!, в фэндоме "моей" команды тоже много внезапно-трагичных канонных смертей. Я в фике, в некоторой степени напоминающей постановкой вопроса рецензируемый, предложила выбор из двух вариантов - "жили долго и счастливо" или умерли в один день "вернулись к канону и скорой гибели" - предложила собственно персонажу, ибо там был крэк и укурка. И, думаю, персонаж со мной был солидарен в сделанном выборе.
Персонажи миров финалки, они вообще такие. "Живи ярко, умри быстро и забери с собой как можно больше попутчиков!"
Скучун смогла показать их с другой, нетривиальной стороны, смогла поставить интересные вопросы.
И я искренне не понимаю, почему вы читаете весь этот бессмысленный поток сознания, а не ее великолепный фанфик)))))
Dixi
Nota bene: Автор рецензии хочет заранее предупредить читателей, что весьма поверхностно знаком не только с каноном, но и, что достаточно важно, с фэндомом Final Fantasy VII, поэтому он, увы, не может набрать нужное количество знаков путем анализа места автора в фэндоме и отнесения оного к тому или иному течению. Автор рецензии даже не знает, есть ли в означенном фэндоме какие-либо течения)))
Отсюда также вытекает, что все нижеизложенное — абсолютное и ничем не подкрепленное имхо. К тому же подкатному тексту не хватает косплееров-лесбиянок и прочих кошерных вещей, зато восторга и обожания там хоть отбавляй.
Итак, Praemonitus Praemunitus.
читать дальше
И мы знаем, что так было всегда -
Кто судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим,
И кому умирать молодым...
(с) Виктор Цой
Кто судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим,
И кому умирать молодым...
(с) Виктор Цой
«Остаться в живых?» - это такой фик, который я, вероятно, не стала бы читать, даже будучи в фэндоме. Куча предупреждений, ангст такой ангст, да еще и проскальзывающее в описании слово «социальщина». Словом, не совсем то, что привыкли видеть в фанфикшне апологеты приставки fun-.
Я, вероятно, не стала бы его читать – и потеряла бы возможность заглянуть за изнанку фан-творчества, в пространство, не созданное for lulz only.
Для меня, наивной чукотской девочки, существование этой изнанки явилось нехилым откровением, и, черт побери, довольно приятным откровением. (Хотя я и допускаю, что автор при написании все равно получал свои своеобразные лулзы – ведь это все-таки фанфикшн).
Последняя отмаза, которой я прикроюсь на всякий случай, звучит до неприличного просто: это хороший фик. И, как и всякий хороший фик, его достаточно сложно речить – это, как писали классики, все равно, что стакан кому-нибудь описывать, или, не дай бог, рюмку: только пальцами шевелишь и чертыхаешься от бессилия. (с)
Поэтому, чем читать рецензию, лучше пойдите ознакомьтесь с фанфиком, гораздо более познавательное чтиво.
Но, кажется, про уважение к благородным утконосам больше ничего не скажешь, и мы остаемся один на один с текстом.
Вутайский синдром
Для завязки автором выбран вариант «неполной АУ» - тот случай, когда вместо переноса персонажей в другое место действия в оригинальном каноничном сюжете ставится определенная точка, после которой задается вопрос: «Что, если?»
Любопытная тенденция – достаточно много авторов в этот поворотный момент задают расширенную версию вопроса: «Что, если N не умер?». Действительно, что может трагичнее оборвать высокие замыслы фикописателя, чем смерть персонажа в каноне? Более того, любимого персонажа, часть любимого ОТР? А уж если оба два участника пэйринга скоропостижно и насильственно скончались, то шипперу прямая дорога в теплые объятия АУ. Только вот незадача, обычно на таких текстах в шапке стоит слово «флафф», а не ангст и уж тем более не десфик.
Действительно, казалось бы, какой смысл давать героям шанс выжить, чтобы потом убить их все равно, но уже по-своему?
Этим вопросом задаются и персонажи фика, солджеры, которые таки остались – в живых ли?
Зак потряс головой.
- Анжил, - спросил он наставника и друга. - Ты не жалеешь?
- О чем?
- Что... дожил до стольких лет. И этой богадельни. Что не погиб на поле боя... Было ли лучше умереть... тогда?
Зак и Анджил, Сефирот и Генезис – персонажи Final Fantasy VII и Crisis Core, которые в каноне ушли из жизни относительно молодыми, в блеске, сражаясь – каждый за то, во что он верил, будь то честь, мечты, дружба или тотальный геноцид.
Персонажи, которые в этом фанфике доживают свой век в инвалидных креслах в доме престарелых, или собирая стеклотару, отчаянно экономя, чтобы прожить на мизерную пенсию, и приходя – иногда – на могилы старых друзей.
Персонажи, которые живут памятью о войнах, итоги которых были пересмотрены, о временах, забытых окружающими, об идеалах, втоптанных в грязь.
Знакомая картинка, не правда ли?
Для меня это очень трудный текст, злой и острый, он бьет по больным мозолям. Не сквикает, потому что я не верю, что у someone else есть такие кинки, а именно бьет - наотмашь. И поэтому я выбрала его, а не второй фик из заявки.
Потому что думаю, что для каждого эта тема хоть каким-то боком актуальна. И у каждого есть такие мозоли - пока еще есть, слава богу, это банально, и избито, но "нет ни одной семьи..." (с)
Я считаю, что это не фанфикшн, это в некотором роде мета, на стыке фика и публицистики, и маркером последней служит та самая "социальщина", обозначенная в шапке.
Впрочем, текст вполне успешно мимикрирует под фанфик. Например, старые (в буквальном смысле) знакомые, на мой взгляд, остаются вполне в характере, несмотря на артрит, склероз и проблемы со стулом. В гипотетического старика Сефирота, генерала в инвалидном кресле, верится ничуть не меньше, чем в Зака, который приходит навестить старых товарищей и на последние гроши покупает приличную еду, когда к нему в гости приезжают дети и внуки. И в два их ответа на главный вопрос фика тоже верится - тот самый вопрос, уже цитированный выше.
"Помни нас такими, какими мы умерли в последней битве", - говорит Сефирот, отказывающийся признавать поражение в самой страшной войне - со старостью.
"...умер бы я молодым... у нас вообще ничего бы не было. Ни семьи, ни воспоминаний", - отвечает, хоть и не ему, Зак, являющийся в некотором смысле протагонистом в тексте - обладателем такого "непрямого POV", самого, имхо, удобного из приемов рассказчика: мы видим то, что видит Зак, читаем его (и только его) мысли и ощущения, но вместе с тем отсутствует чувство сопричастности, которое многим, как я подозреваю, мешает читать прямое POV (иных причин для нелюбви к этому виду повествования я увидеть не могу, заметим в скобках, но это так, тема для "поразмышлять на потом", к рецензируемому тексту же - оффтоп).
Автор, закрывающийся этим приемом, обычно проделывает хитрую штуку - никогда впрямую не отвечает на поставленный в тексте вопрос, предлагая читателю подумать самому. Данный случай отнюдь не исключение из правила - карты сданы на руки, вот вам набор ситуаций, а кто прав?..
Сефирот, не теряющий ясности сознания, но живущий прошлыми войнами?
Анжил с его фатализмом? ("Раньше казалось, что все, что надо сделать, это стать героем. Решение всех проблем. …Но время не стоит на месте. И все обесценивается").
Клауд, который в общем, никакого выбора не делал, просто ему не повезло - или повезло? - не дожить до пенсии?
Зак с его неутомимым, неистребимым жизнелюбием? ("Ни прошедшие годы, ни болячки не изменили его восприятия. Фэйр все еще казался себе молодым и почти по-детски удивлялся и раздражался, когда выяснялось, что ему уже не по силам то, что раньше давалось легко").
В этом смысле, кстати, показателен выбор Зака в качестве "рассказчика". Он, пожалуй, единственный из героев, этих "универсальных солдат", которых добили инсульты и старческие болячки, сохраняет в себе силы надеяться или негодовать. Единственный, кто задается вопросами про смысл и цель, кто не угасает, замкнувшись в безумии или воспоминаниях. Кто сохраняет достаточно человечности, чтобы понять "тех, кто старался избегать общения со стариками", "тех, кто платил мизерные пенсии и отделывался бесконечными "мы постараемся обеспечить пенсионерам достойную старость". Он, даже в каноническом посмертии умудрявшийся тормошить мрачного эмо-Клауда, в этом фике рассказывает, смеется, вспоминает, тоскует - словом, делает все, чтобы читатель не оторвал глаз от текста.
И умирает, конечно же, потому что умирают все - неизбежно, неотвратимо. Кто-то - в своей постели, кто-то - от пули, кто-то - на больничной койке, среди запаха аммиака и лекарств.
Главное, наверное, не то, как. И даже не то, зря прожита эта жизнь, или нет.
Главное - хотя бы к тому достойному возрасту, в котором оказались персонажи фика, осознать, "что живешь набело и второго шанса не будет ... что жизнь уже прошла, и скоро укажут на выход. Когда ты только-только, кажется, начал догадываться, что же это такое. Жизнь".
Неоднозначная ведь, все-таки, штука, да?
В завершение хочу сказать, что я считаю финал фика оптимистичным. Правда, оптимизм этот весьма специфического рода, конечно. Но некий катарсис, тем не менее, у читателя наступает - и сложно сказать, в связи ли с текстом или вне его - при взгляде на канон с позиций текста.
Наверное, все же второе. Тем лучше для текста - если с его помощью можно переосмыслить первоисточник.
Post Scriptum
И - пять копеек совсем уж имхи - как будто всего вышесказанного было недостаточно. Есть такие слова классика - "Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных" (с). Мне - да, стыдно - но кажется, что это не так. Вернее, не во всех случаях так. Хорошо прописанная (нарисованная, санимированная, обоснованная) смерть героев для автора с читателем - это как секс в исповедальне с завязанными глазами, возможность разделить этот самый пресловутый катарсис. Так вот, приведенный текст в моем понимании - отличная иллюстрация того, что "не во всех случаях так". Смерть Зака - она была катарсисом, красиво и хорошо срежиссированным (да простят меня поклонники Кризис Кора, для меня нет ничего страшнее Last Order, хоть оно и официально АУ. Сила в лаконичности). А смерть от старости, от болезней - это что-то безнадежно далекое даже для нас, нестарых еще (в большинстве своем)) читателей, и тем более для полных оптимизма и энтузиазма персонажей. Что бы выбрал Зак образца Crisis Core, если бы ему предоставили выбор?
Уж вряд ли то же самое, что сам он в возрасте "за шестьдесят" сформулировал в фике. Скорее что-нибудь в духе молодого, кстати, Курта Кобейна про better to burn out. Впрочем, маленькая собачка, как известно, до старости щенок...
И к слову,
Персонажи миров финалки, они вообще такие. "Живи ярко, умри быстро и забери с собой как можно больше попутчиков!"
Скучун смогла показать их с другой, нетривиальной стороны, смогла поставить интересные вопросы.
И я искренне не понимаю, почему вы читаете весь этот бессмысленный поток сознания, а не ее великолепный фанфик)))))
Dixi
@темы: Final Fantasy
и я рада, что тебе понравились "Остаться в живых?", я на это очень надеялась.
я знаю, бывают фанфики, прочитав которые, не можешь сказать ничего членораздельного, кроме: "ооооо!" или (что у меня чаще) "ыыыы"...
теперь я знаю, что бывают и такие рецензии!))) прочитала и... только нечленораздельное осталось, но вот "оооо!" или "ыыыы", я не определилась))) сии восторженные звуки одновременно рвутся из моей чахлой груди, перебивая друг друга.
я правда написала такой фик? надо будет перечитать)))
большое спасибо за такой отзыв, действительно, очень душевная рецензия, которую я буду хранить и перечитывать в свои Самые Темные Часы))
вообще, рецензия заставляет не только свой фик вспомнить, но и под новым углом посмотреть на то, что написалось... такое, полезное возвращение к старому, чтобы переосмыслить его. хотя бы потому, что меня когда-то хватило задать в тексте вопрос, но найти для себя ответ - нет)
не только каждый отвечает на него для себя, но и ответы в течение жизни меняются много раз) что и позволило мне предположить, что у юного Зака в СС и у старого Зака в АУ ответы были бы разными.
"Живи ярко, умри быстро и забери с собой как можно больше попутчиков!"
но этот ответ напрашивается в первую очередь)
я очень, очень рада, что фанфик произвел такое впечатление)) большое спасибо!
Только я не понимаю, зачем прикрываться имхой, если рецензия написана очень качественно и обоснованно?
И ещё: про funfiction - это серьёзно или это вы так стебанулись? )))))
))) вот так я узнала, что фанфик еще кого-то... зацепил, скажем так. это как кинуть кирпич с балкона темной ночью, а потом слушать, что будет, в кого попадет, все ли живы
Если честно, я не смогла комментировать фик сразу по прочтении, потому что эмоций было слишком много - ну, обычные дела. Да и оставил он очень болезненное впечатление - действительно, как наждачкой по любимой мокрой мозоли. И тем ценней рецензия Культур-наци милый, добрый и с ППШ
нет, просто когда такие кирпичи кидаешь в темноте или хотя бы зажмурившись, получается не предумышленное убийство, а слепой случай
и последствия бывают разными))
И тем ценней рецензия
да) но мне не менее ценно было узнать, что текст, пусть прошелся наждачкой, но вызвал отклик и в вашей душе)
Но спасибо за сладостные минуты, как одна дама просила выгравировать на часах Савву Игнатьевича из известного фильма. *^_^* Я получила свою долю фана от чтения.
jotting Только я не понимаю, зачем прикрываться имхой, если рецензия написана очень качественно и обоснованно?
Ну, из природного кокетства, я думаю Х) В шапках к фикам это считается моветоном, а уж рецензию-то грех не начать словами: я не я, кобыла не моя, писать рецензии не умею, грамоте не обучен... И потом, кто скажет, что это не имха?)))
И ещё: про funfiction - это серьёзно или это вы так стебанулись? )))))
В каком смысле? Если про термин и его апологетов, то опять же deadly serious, в моем скромном лице вы можете видеть горячего поклонника фанфикшна от слова "фан". Потому что fan читается через "э", и потому что для лулзов, конечно же. Рецензия, она тоже писалась для лулзов, если что)))
Хотя у нас устоялось вроде "фанфикшн" и без всякой отсылки к веселью? "Фэнфикшн" я мало где встречала, да и слух режет... хотя это уже оффтоп
В любом случае - спасибо за позитив!
Просто этот фик показался острее второго, и на второй не набралось бы пицот слов.
"Цветы..." были написаны по заявке, для удовольствия, не от злости))
вы чертовски хорошо пишете, такой стиль для меня почти макдональдс
на этом месте автор растаял и лужицей куда-то утек))) еще раз спасибо)