Да, нет, ну и что из этого? (с)
Отзыв на фанфик "Опасное лето" автора aguamarina, по заявке orm-iriana.
читать дальше Рецензию хочется начать со стилистического анализа текста, чтобы в конце было понятно, откуда взялись те или иные выводы.
Несомненный плюс текста – в нем практически не встречаются грамматические и пунктуационные ошибки. Сразу видно, что автор в этом направлении хорошо поработал. Однако большое количество стилистических ошибок мешает погрузиться в текст: вникнуть в смысл и начать анализировать сюжет и персонажей.
Приведу примеры. Их много. Некоторые разберу подробно, некоторые и комментировать не нужно.
Бледная кисть легла в ладонь неподвижной и холодной, но через секунду неожиданно ожила и начала выкручиваться.
Олицетворение? В любом случае кажется, что часть тела человека совершенно не связана с самим человеком.
- Пустите, - высоким тоном воскликнул Драко. И добавил обычным своим голосом - еще задыхающимся, но уже с привычными нотками неистребимого высокомерия:
- Я пойду сам.
Читатель не должен видеть, по крайней мере, не должен отвлекаться на то, почему автор использует те или иные «синонимы». Здесь же явно видно, что слово «тон» в первой части заменяет слово «голос» для того, чтобы «голос» можно было использовать во второй части.
Густой кустарник расступился перед ним, и он скользнул в его тень, более черную, чем окружающая ночь, и слился с ней, растворился, исчез, как исчезают для глаза наблюдателя алмазы, брошенные в ручей.
Во-первых, зачем здесь повторения, не несущие никакой смысловой нагрузки: слился, растворился, исчез? Читатель уже понял с первого раза. Для нагнетания обстановки? Бессмысленное повторение – не тот прием. Неужели в русском языке нет больше литературных приемов для создания нужной атмосферы?
Во-вторых, излишняя цветастость. Которая, между прочим, сбивает ангстовое восприятие событий.
…Водоворот унес щепку на самое дно, где тайное течение, мутное и холодное, подхватило ее и вынесло, выкинуло на неведомый берег. Ничего не кончилось. Все начиналось сначала.
Опять ненужное, неудавшееся повторение. От заштампованных фраз событие эпичнее не станет.
Драко не оставлял попыток перехватить контроль над ситуацией, но не мог, не умел этого сделать – где ему было равняться со Снейпом, во всех действиях которого, даже в том раздраженно-уверенном жесте, которым профессор схватил его за руку, просматривалось не только безусловное понимание происходящего, но и, казалось, знание их ближайшего будущего.
«Не умел этого сделать». Прочитайте еще раз. Чувствуете корявость фразы? А все потому, что после «не умел» идет глагол совершенного вида.
У Драко хватило сил лишь раздраженно выдернуть руку – ладонь Снейпа оказалась неожиданно горячей и влажной, и ощущать этот влажный жар было неприятно, прикосновение казалось отвратительным.
И снова повторения: горячей и влажной, влажный жар. Зачем?
Это только самое начало текста, а повторения уже начинают напрягать, в таком-то количестве:
Потерпите еще минуту, мистер Малфой, через минуту я отвечу на ваши вопросы.
Сейчас речь пойдет о логике:
И попытался сделать шаг назад, но Снейп подтолкнул его в спину, и Драко влетел в дом, едва не споткнувшись о порожек и не рухнув под ноги оборотню.
Подтолкнуть – легко толкнуть. Каждый представляет себе это действие. Так как нужно было легко_толкнуть, чтобы человек влетел_в_дом?
Одиночество, насколько он знал, не тяготило Люпина, казалось, заранее смирившегося со всеми возможными тяготами своей жизни, включая главную.
Опять распространенная ошибка: нужно следить, какие обороты к каким словам относятся. А иначе получается, что жизнь бывает главной, а бывает и нет.
Снейп поморщился. Он не любил видеть столь явное проявление эмоций даже на чужих лицах. С такими людьми было невозможно играть, они пугали его своей непредсказуемостью. Они выглядели опасно непрочными и недолговечными.
Как человек может выглядеть недолговечным?
Вернуться к Лорду я не могу… по крайней мере сейчас; думаю, он меня просто… убьет, - он выговорил это слово как-то по-новому, не с той легкостью, с которой употреблял его прежде, и даже с некоторым удивлением перед вдруг открывшимся ему истинным значением этого короткого глагола.
Вот так: истинное значение короткого глагола. Подозреваю, что опять не хватило синонима.
Хочется отметить удачный эпизод:
Звери, кровь – это вовсе не страшно.
Страшно, когда к этому добавляется что-то человеческое. Когда запах зверя, резкий и естественный, смешивается с запахом человеческого пота; когда кровь запекается черной каемкой под человеческими ногтями; когда сквозь изогнутые волчьи клыки, до десен обнаженные приподнятой верхней губой, прорываются человеческие слова…
Автору удалось вызвать именно те эмоции у читателя, которые предположительно и хотел: можно представить себе весь тот ужас, который пережил Малфой.
У него не получилось как у отца: фразы, произносимые Люциусом, как глашатаи перед паланкином вельможи, отодвигали людей с дороги; интонации же Драко напоминали о двери, резко захлопнутой перед самым любопытным носом.
Фраза сравнивается с глашатаем?
Не прочитана и треть текста, а читатель уже «плывет».
Громоздкие конструкции, которые нужно перечитывать, которые отвлекают, которые раздражают. Цветастые выражения, в которых почти перед каждым существительным стоит прилагательное - беда многих авторов, думающих, что от таких "приемов" их текст выиграет.
Переизбыток повторов, уточнений.
Бедность языка, спрятанная за горой эпитетов, но проявившаяся в неуместных синонимах.
Мне, если честно, стало лень отбирать и комментировать все стилистические ляпы. Читатель сам может их найти.
Текст читается с большим трудом. Есть тексты, в которых предложения, абзацы хочется перечитать: понять, есть ли второе дно, подумать о взаимосвязи, выстроить логические цепочки. Но не здесь. Перечитывать фразы, в которые не вкладывалось никакого дополнительного смысла, - неприятно.
Это был разбор стилистики. Произведен он достаточно подробно для того, чтобы показать: весь объем информации можно было уместить в ясном, емком виде. Чтобы сюжет, характеры цепляли, не теряясь между лишними словами.
Теперь поговорим о сюжете и характерах.
Сама идея хороша: показать, что было бы, если бы Снейп после убийства Дамблдора спрятал Драко у Люпина. Совместная жизнь оборотня и юного аристократа. Казалось бы, множество вариантов. Самый характерный для слэшного типа произведений: развитие любовных отношений между Драко и Люпиным. Этим путем и пошел автор.
Что мы видим в итоге? На первый взгляд кажется, что всё замечательно: Драко растерян, оглушен после убийства, не доверяет Люпину, беспокоится за семью, в общем, перед нами вполне узнаваемый Малфой. Оборотень же подавлен смертью Дамблдора, настороженно относится к гостю, пытается наладить дружеские отношения. Диалоги - живые, если их вытащить из-под ненужного словесного балласта. И даже интрига есть – кого Драко напоминает Люпину.
Развитие отношений начинает сбоить с того момента, как Драко вдруг(!) приходит ночевать к Люпину, находящемуся на тот момент в звериной ипостаси. До этого все шло в рамках логики поведения героев: подозрительность, недоверие, наблюдение, пикировки, привыкание, наконец. И только-только отношения перетекли из настороженных в хотя бы нейтральные, как Драко осеняет, что ему холодно-одиноко. Это не претензия к конкретному автору, это один из самых распространенных штампов: как положить героев в одну постель. Жаль только, что автор данного текста воспользовалась им.
Посмотрим, как ведет себя Люпин. Он чувствует ответственность за Малфоя, он переживает, что, став оборотнем, сможет навредить Драко. И – радуемся – Люпин не начинает вожделеть мальчишку, он задумывается:
Почему Драко пришел к нему, что за изменения происходят в его душе, в его психике? Что могло заставить подростка, которого никто никогда бы не назвал безрассудно отважным – но не назвал бы и глупым, - искать среди ночи у оборотня… чего – поддержки, утешения, ласки?
И Люпин решает с Малфоем побеседовать. Сначала тот рыдает, осознает_весь_ужас_приключившийся_в_хогвартсе, ну а потом обнимает-прижимается к груди бывшего профессора. Хорошо, допустим, Малфой мог сорваться, как-никак он еще подросток. Но Люпин, на которого было столько надежд – трезвомыслящий, я бы сказала вхарактерный в данном фике Люпин оказывается занят мокрыми, солеными от слез губами, слишком похожими на те, из прошлой жизни, чтобы хватило сил оторваться от них.
Немного отступив от разбора эпизода, хочу заметить: по сюжету и характерам героев это не самый плохой фанфик. Вовсе нет, я не хочу обижать автора. Это обычный_фанфик. И герои, впадая в оос-шность, из нее выкарабкиваются. Потому что дальше Люпин замер, прижимаясь губами к шее Драко, а потом, ужасаясь сам тому, что делает, отстранился от него, поднялся, чувствуя, как теряются точки соприкосновения с горячей юной кожей... когда все в тебе умоляет о продолжении, о прикосновениях, о проникновениях…
- Нет, - бросил Ремус...
И снова начинаешь верить и надеяться. Ремус находит в себе силы уйти, оставив Малфоя. Нужно отметить, что на протяжении всего повествования автор делает намеки: как Драко похож на Сириуса Блэка и как Люпин был в Сириуса влюблен. Этим частично можно объяснить поведение Ремуса.
И вот, до конца фанфика остается несколько абзацев – и на сцене вновь появляется Снейп, чтобы отдать Драко портключ в родное поместье. И оказывается, что Малфой был проходным персонажем, роль которого сводилась к тому, чтобы Люпин понял, что и он сам, и Снейп – оба любили Сириуса Блэка. Да-да, и Снейп тоже, как мы узнаем почти в самом конце по его взгляду на удаляющегося Драко.
До этого описание Снейпа было вполне приемлемым. Не без штампов:
Снейп даже не взглянул на него, больше, чем когда-либо, похожий на огромную летучую мышь, но на них можно постараться не обращать внимание.
И вдруг, опять же вдруг, происходит буквально следующее: Снейп отдает Малфою портключ, Малфой уходит, а Люпин и Снейп смотрят друг на друга и через минуту начинают заниматься сексом, вместе думая о Сириусе.
Почему? Как? Люпина еще можно попытаться понять: он был разгорячен объяснениями с Малфоем, возбуждение требовало выхода, полная луна не способствовала здоровой психике. Но Снейп? Который появился в начале текста, при этом был вполне узнаваемым персонажем, не произвел впечатления «сильно изменившегося после лета». И этот Снейп вдруг страстно целуется с Люпиным, вспоминая Сириуса. Впрочем, может, это рецензист чего-то не понимает)
И, наконец, последний абзац:
Ремус снова – второй раз за этот день - смотрел в опустевший дверной проем, и он казался ему той самой Аркой, за которую уходили, один за другим, все люди, дорогие его сердцу ... Он смотрел в пустое пространство, видя в нем тени всех, кто когда-то был дорог ему – и оставался дорог, что бы ни случилось. Ему еще предстояло узнать, что именно Снейп убил Дамблдора и что именно Драко Малфой пытался это сделать, - но он принял известие не с ужасом, а с печалью, потому что понимал – как ему казалось – причины, толкнувшие зельевара на этот немыслимый и в то же время неизбежный поступок. Он принял это – и не мог ненавидеть Снейпа за то, что тот сделал. Узнать о том, что Снейп был еще менее виновен, чем казалось, Люпин не успел – он погиб в последней битве войны с Волдемортом, в самом начале следующего, победоносного лета.
Здесь нужно всплакнуть. Нет, действительно, честно - нужно, и если вы видите саркастический подтекст, то его здесь нет. Но. Я не смогла.
PS: решила посмотреть, какие фанфики еще писал автор. Оказывается, я читала одну гарридраку – «Двадцать три способа соблазнить Гарри Поттера» - как-то так. И, точно помню, когда читала, меня не сбивали громоздкие конструкции. Возможно, сказывался юмористический жанр.
Начала читать еще один фанфик автора – для интереса) Помеченный четырьмя снитчами, а не тремя, как рецензируемый. Он оказался значительно лучше. Если автор писал его позже «Опасного лета», то в творчестве есть определенный прогресс.
читать дальше Рецензию хочется начать со стилистического анализа текста, чтобы в конце было понятно, откуда взялись те или иные выводы.
Несомненный плюс текста – в нем практически не встречаются грамматические и пунктуационные ошибки. Сразу видно, что автор в этом направлении хорошо поработал. Однако большое количество стилистических ошибок мешает погрузиться в текст: вникнуть в смысл и начать анализировать сюжет и персонажей.
Приведу примеры. Их много. Некоторые разберу подробно, некоторые и комментировать не нужно.
Бледная кисть легла в ладонь неподвижной и холодной, но через секунду неожиданно ожила и начала выкручиваться.
Олицетворение? В любом случае кажется, что часть тела человека совершенно не связана с самим человеком.
- Пустите, - высоким тоном воскликнул Драко. И добавил обычным своим голосом - еще задыхающимся, но уже с привычными нотками неистребимого высокомерия:
- Я пойду сам.
Читатель не должен видеть, по крайней мере, не должен отвлекаться на то, почему автор использует те или иные «синонимы». Здесь же явно видно, что слово «тон» в первой части заменяет слово «голос» для того, чтобы «голос» можно было использовать во второй части.
Густой кустарник расступился перед ним, и он скользнул в его тень, более черную, чем окружающая ночь, и слился с ней, растворился, исчез, как исчезают для глаза наблюдателя алмазы, брошенные в ручей.
Во-первых, зачем здесь повторения, не несущие никакой смысловой нагрузки: слился, растворился, исчез? Читатель уже понял с первого раза. Для нагнетания обстановки? Бессмысленное повторение – не тот прием. Неужели в русском языке нет больше литературных приемов для создания нужной атмосферы?
Во-вторых, излишняя цветастость. Которая, между прочим, сбивает ангстовое восприятие событий.
…Водоворот унес щепку на самое дно, где тайное течение, мутное и холодное, подхватило ее и вынесло, выкинуло на неведомый берег. Ничего не кончилось. Все начиналось сначала.
Опять ненужное, неудавшееся повторение. От заштампованных фраз событие эпичнее не станет.
Драко не оставлял попыток перехватить контроль над ситуацией, но не мог, не умел этого сделать – где ему было равняться со Снейпом, во всех действиях которого, даже в том раздраженно-уверенном жесте, которым профессор схватил его за руку, просматривалось не только безусловное понимание происходящего, но и, казалось, знание их ближайшего будущего.
«Не умел этого сделать». Прочитайте еще раз. Чувствуете корявость фразы? А все потому, что после «не умел» идет глагол совершенного вида.
У Драко хватило сил лишь раздраженно выдернуть руку – ладонь Снейпа оказалась неожиданно горячей и влажной, и ощущать этот влажный жар было неприятно, прикосновение казалось отвратительным.
И снова повторения: горячей и влажной, влажный жар. Зачем?
Это только самое начало текста, а повторения уже начинают напрягать, в таком-то количестве:
Потерпите еще минуту, мистер Малфой, через минуту я отвечу на ваши вопросы.
Сейчас речь пойдет о логике:
И попытался сделать шаг назад, но Снейп подтолкнул его в спину, и Драко влетел в дом, едва не споткнувшись о порожек и не рухнув под ноги оборотню.
Подтолкнуть – легко толкнуть. Каждый представляет себе это действие. Так как нужно было легко_толкнуть, чтобы человек влетел_в_дом?
Одиночество, насколько он знал, не тяготило Люпина, казалось, заранее смирившегося со всеми возможными тяготами своей жизни, включая главную.
Опять распространенная ошибка: нужно следить, какие обороты к каким словам относятся. А иначе получается, что жизнь бывает главной, а бывает и нет.
Снейп поморщился. Он не любил видеть столь явное проявление эмоций даже на чужих лицах. С такими людьми было невозможно играть, они пугали его своей непредсказуемостью. Они выглядели опасно непрочными и недолговечными.
Как человек может выглядеть недолговечным?
Вернуться к Лорду я не могу… по крайней мере сейчас; думаю, он меня просто… убьет, - он выговорил это слово как-то по-новому, не с той легкостью, с которой употреблял его прежде, и даже с некоторым удивлением перед вдруг открывшимся ему истинным значением этого короткого глагола.
Вот так: истинное значение короткого глагола. Подозреваю, что опять не хватило синонима.
Хочется отметить удачный эпизод:
Звери, кровь – это вовсе не страшно.
Страшно, когда к этому добавляется что-то человеческое. Когда запах зверя, резкий и естественный, смешивается с запахом человеческого пота; когда кровь запекается черной каемкой под человеческими ногтями; когда сквозь изогнутые волчьи клыки, до десен обнаженные приподнятой верхней губой, прорываются человеческие слова…
Автору удалось вызвать именно те эмоции у читателя, которые предположительно и хотел: можно представить себе весь тот ужас, который пережил Малфой.
У него не получилось как у отца: фразы, произносимые Люциусом, как глашатаи перед паланкином вельможи, отодвигали людей с дороги; интонации же Драко напоминали о двери, резко захлопнутой перед самым любопытным носом.
Фраза сравнивается с глашатаем?
Не прочитана и треть текста, а читатель уже «плывет».
Громоздкие конструкции, которые нужно перечитывать, которые отвлекают, которые раздражают. Цветастые выражения, в которых почти перед каждым существительным стоит прилагательное - беда многих авторов, думающих, что от таких "приемов" их текст выиграет.
Переизбыток повторов, уточнений.
Бедность языка, спрятанная за горой эпитетов, но проявившаяся в неуместных синонимах.
Мне, если честно, стало лень отбирать и комментировать все стилистические ляпы. Читатель сам может их найти.
Текст читается с большим трудом. Есть тексты, в которых предложения, абзацы хочется перечитать: понять, есть ли второе дно, подумать о взаимосвязи, выстроить логические цепочки. Но не здесь. Перечитывать фразы, в которые не вкладывалось никакого дополнительного смысла, - неприятно.
Это был разбор стилистики. Произведен он достаточно подробно для того, чтобы показать: весь объем информации можно было уместить в ясном, емком виде. Чтобы сюжет, характеры цепляли, не теряясь между лишними словами.
Теперь поговорим о сюжете и характерах.
Сама идея хороша: показать, что было бы, если бы Снейп после убийства Дамблдора спрятал Драко у Люпина. Совместная жизнь оборотня и юного аристократа. Казалось бы, множество вариантов. Самый характерный для слэшного типа произведений: развитие любовных отношений между Драко и Люпиным. Этим путем и пошел автор.
Что мы видим в итоге? На первый взгляд кажется, что всё замечательно: Драко растерян, оглушен после убийства, не доверяет Люпину, беспокоится за семью, в общем, перед нами вполне узнаваемый Малфой. Оборотень же подавлен смертью Дамблдора, настороженно относится к гостю, пытается наладить дружеские отношения. Диалоги - живые, если их вытащить из-под ненужного словесного балласта. И даже интрига есть – кого Драко напоминает Люпину.
Развитие отношений начинает сбоить с того момента, как Драко вдруг(!) приходит ночевать к Люпину, находящемуся на тот момент в звериной ипостаси. До этого все шло в рамках логики поведения героев: подозрительность, недоверие, наблюдение, пикировки, привыкание, наконец. И только-только отношения перетекли из настороженных в хотя бы нейтральные, как Драко осеняет, что ему холодно-одиноко. Это не претензия к конкретному автору, это один из самых распространенных штампов: как положить героев в одну постель. Жаль только, что автор данного текста воспользовалась им.
Посмотрим, как ведет себя Люпин. Он чувствует ответственность за Малфоя, он переживает, что, став оборотнем, сможет навредить Драко. И – радуемся – Люпин не начинает вожделеть мальчишку, он задумывается:
Почему Драко пришел к нему, что за изменения происходят в его душе, в его психике? Что могло заставить подростка, которого никто никогда бы не назвал безрассудно отважным – но не назвал бы и глупым, - искать среди ночи у оборотня… чего – поддержки, утешения, ласки?
И Люпин решает с Малфоем побеседовать. Сначала тот рыдает, осознает_весь_ужас_приключившийся_в_хогвартсе, ну а потом обнимает-прижимается к груди бывшего профессора. Хорошо, допустим, Малфой мог сорваться, как-никак он еще подросток. Но Люпин, на которого было столько надежд – трезвомыслящий, я бы сказала вхарактерный в данном фике Люпин оказывается занят мокрыми, солеными от слез губами, слишком похожими на те, из прошлой жизни, чтобы хватило сил оторваться от них.
Немного отступив от разбора эпизода, хочу заметить: по сюжету и характерам героев это не самый плохой фанфик. Вовсе нет, я не хочу обижать автора. Это обычный_фанфик. И герои, впадая в оос-шность, из нее выкарабкиваются. Потому что дальше Люпин замер, прижимаясь губами к шее Драко, а потом, ужасаясь сам тому, что делает, отстранился от него, поднялся, чувствуя, как теряются точки соприкосновения с горячей юной кожей... когда все в тебе умоляет о продолжении, о прикосновениях, о проникновениях…
- Нет, - бросил Ремус...
И снова начинаешь верить и надеяться. Ремус находит в себе силы уйти, оставив Малфоя. Нужно отметить, что на протяжении всего повествования автор делает намеки: как Драко похож на Сириуса Блэка и как Люпин был в Сириуса влюблен. Этим частично можно объяснить поведение Ремуса.
И вот, до конца фанфика остается несколько абзацев – и на сцене вновь появляется Снейп, чтобы отдать Драко портключ в родное поместье. И оказывается, что Малфой был проходным персонажем, роль которого сводилась к тому, чтобы Люпин понял, что и он сам, и Снейп – оба любили Сириуса Блэка. Да-да, и Снейп тоже, как мы узнаем почти в самом конце по его взгляду на удаляющегося Драко.
До этого описание Снейпа было вполне приемлемым. Не без штампов:
Снейп даже не взглянул на него, больше, чем когда-либо, похожий на огромную летучую мышь, но на них можно постараться не обращать внимание.
И вдруг, опять же вдруг, происходит буквально следующее: Снейп отдает Малфою портключ, Малфой уходит, а Люпин и Снейп смотрят друг на друга и через минуту начинают заниматься сексом, вместе думая о Сириусе.
Почему? Как? Люпина еще можно попытаться понять: он был разгорячен объяснениями с Малфоем, возбуждение требовало выхода, полная луна не способствовала здоровой психике. Но Снейп? Который появился в начале текста, при этом был вполне узнаваемым персонажем, не произвел впечатления «сильно изменившегося после лета». И этот Снейп вдруг страстно целуется с Люпиным, вспоминая Сириуса. Впрочем, может, это рецензист чего-то не понимает)
И, наконец, последний абзац:
Ремус снова – второй раз за этот день - смотрел в опустевший дверной проем, и он казался ему той самой Аркой, за которую уходили, один за другим, все люди, дорогие его сердцу ... Он смотрел в пустое пространство, видя в нем тени всех, кто когда-то был дорог ему – и оставался дорог, что бы ни случилось. Ему еще предстояло узнать, что именно Снейп убил Дамблдора и что именно Драко Малфой пытался это сделать, - но он принял известие не с ужасом, а с печалью, потому что понимал – как ему казалось – причины, толкнувшие зельевара на этот немыслимый и в то же время неизбежный поступок. Он принял это – и не мог ненавидеть Снейпа за то, что тот сделал. Узнать о том, что Снейп был еще менее виновен, чем казалось, Люпин не успел – он погиб в последней битве войны с Волдемортом, в самом начале следующего, победоносного лета.
Здесь нужно всплакнуть. Нет, действительно, честно - нужно, и если вы видите саркастический подтекст, то его здесь нет. Но. Я не смогла.
PS: решила посмотреть, какие фанфики еще писал автор. Оказывается, я читала одну гарридраку – «Двадцать три способа соблазнить Гарри Поттера» - как-то так. И, точно помню, когда читала, меня не сбивали громоздкие конструкции. Возможно, сказывался юмористический жанр.
Начала читать еще один фанфик автора – для интереса) Помеченный четырьмя снитчами, а не тремя, как рецензируемый. Он оказался значительно лучше. Если автор писал его позже «Опасного лета», то в творчестве есть определенный прогресс.
@темы: Гарри Поттер
С творчеством автора я знакома, так что немного удивилась, прочитав этот фик.