"Ы" - это не просто буква, это образ жизни // Скорее - стиль мышления..." (c)
Отзыв на фик "Все грани ненависти" by Eishi, по заявке Сказочка_О_Дженни.
Вступительное словоРецензию именно на «Все грани ненависти» я стала писать ради удовлетворения собственного любопытства: долго не могла сформулировать, чем конкретно было вызвано оставшееся после фика впечатление и почему же оно настолько отличалось от массы восторженных отзывов. Надеюсь, подобный разбор будет интересен не только мне.
РецензияОсновная тема данного фика заявлена ещё в названии – это многогранное и зачастую неоднозначное чувство ненависти. То, что может за ним скрываться, автор стремилась показать на примере конфликта Итачи и Дейдары. Думаю, конфликт этот можно назвать односторонним: насколько мы знаем ещё из канона, в победе Итачи над Дейдарой не было ничего личного, Учиха всего лишь работал на благо организации. Поэтому мне кажется очень удачным то, что автор все события – относящиеся как к канону, так и к сюжетной линии самого фика – показывает именно с позиции Дейдары.
В фике мы в качестве декораций видим то, что я бы назвала «бытом» Акатсук: миссия, о которой нам ничего не известно, стычка с очередным врагом, ночёвка неясно где, ещё один общий сбор с коллегами – отсутствие деталей подчёркивает то, что подобные ситуации повторяются уже далеко не первый раз, это рутина.
Весь текст разделён на пять частей. В первых четырёх читателю становится известно о предыстории отношения Дейдары к Итачи («Самоуверенный ублюдок. Учиха Итачи. Он смешал его искусство с грязью. Назвал детской игрой, забавой, не более»), много времени уделяется освещению линии Дейдара-Сасори. На мой взгляд – неоправданно много времени, гораздо больше, чем основной линии. Вкупе с изменением темпа – в последней части он резко ускоряется, подчёркивая накал эмоций при столкновении с Итачи и неожиданность творимого Дейдарой – фик кажется несбалансированным, слишком затянутое и заставляющее скучать начало резко контрастирует с быстрым и взрывным окончанием. Возможно, автор специально стремился добиться подобного эффекта, но для чего? В общем, мной это воспринимается скорее багом, а не фичей.
В фике можно выделить трёх главных героев: Итачи, Сасори и Дейдара.
Естественно, что сильнее всех раскрыт Дейдара. Обычно, упоминая Дейдару, люди склонны вспоминать его самые запоминающиеся черты: много треплется о сути искусства, любит всё взрывать, крайне эмоционален. В фике автор практически уходит от темы искусства (даже в диалогах с Сасори почти не упоминается ничего близкого), вместо этого концентрируя внимание на эмоциональном аспекте. Дейдара в этом фике живёт эмоциями и ощущениями, для него они в определённой мере синонимичны («Знаете, данна, ненависть – она такая горячая. Помните мой бок, к которому вы прикасались? Так вот, она ещё горячей») и почти что эквивалентны жизни. Весь фик словно пропитан упоминаниями о них, постоянно встречаются замечания о запахах, температуре, физических ощущениях, испытываемых эмоций.
Менее всех раскрыт Итачи. По большому счёту, его самого в фике практически нет – лишь его образ в голове Дейдары. Единственный факт, по которому мы можем в какой-то мере судить об истинном отношении Итачи к происходящему, заключается в том, что он всё же дал Дейдаре изнасиловать себя в гендзюцу. Причины подобного поступка действительно могли быть продиктованы не только практическими соображениями, но и личными мотивами, но деталей, однозначно указывающих на позицию Итачи, нет.
Мне нелегко адекватно оценить роль Сасори в фике. Но если не отвлекаться на мучавший меня вопрос «Зачем он тут вообще был нужен?» будет справедливым отметить, что сам персонаж вышел очень ярким. Очень интересно то, как раскрываются взаимоотношения этой пары. Думаю, точнее всего их описывает слово «понимание». Они слишком разные, от темперамента до взглядов и привычек, они вечно переругиваются по мелочам, но при этом Дейдара несколькими ёмкими фразами может охарактеризовать то, чем является Сасори («Сасори-но-данна как полый сосуд. Ничего там нет, все его эмоции – фальшивка. Лишь память о настоящих, тех, что были раньше.»), а тот, в свою очередь, по-своему поддерживает его после поражения («Только не вздумай сдохнуть прежде, чем добьёшься своего, крысёныш»).
Что мне ещё хотелось бы отметить? Мне показался очень удачным образ ненависти-змеи, который красной нитью проходит через весь фик.
Гораздо менее удачным – дважды проводимые аналогии Дейдара-мышь и Итачи-хищная птица (филин). Совершенно не ассоциируются у меня эти двое с указанными животными (особенно при том, что в каноне Итачи приписываются вороны).
Большой радостью для меня в данном фике оказался язык. После долгого существования в Наруто-фэндоме начинаешь ценить простые радости вроде приличного русского языка.
К сожалению, стиль меня порадовал несколько меньше. Временами автор неожиданно переходит на не очень удачные «красивости» («Воздух будто скатывается по горлу влажными холодными шариками») и излишний пафос («человек с глазами цвета крови», «не был зачарован силуэтом хищника» (Дейдара про Итачи), «свежая кровь казалась алыми змеями»). Сама люблю пафос в небольших дозах, но тут варианты вроде «обладатель проклятых глаз» вызывали у меня смутные ассоциации с не раз высмеянными «аметистовоглазыми брюнетами» и ему подобными монстрами.
Несколько сквикнуло и начало фика, тот момент, где идёт сопоставление цветов и эмоций. И почему русские фикрайтеры так любят вставлять подобные лирические отступления с претензией на?
В заключение мне хотелось бы сказать, что фик «Все грани ненависти» оставил меня равнодушной. В нём масса достоинств, есть ряд недостатков, но суть в том, что он не вызывает у меня каких-либо сильных чувств. Что, как мне кажется, для фика, основной темой которого является эмоция, не является самым лестным комментарием. Тем не менее, я уверена, что большинство поклонников обеих пар (особенно СасоДеев) и просто любителей почитать про «будни» Акатсук получат огромное удовольствие от этого произведения.
ЗЫ: Всё написанное – ИМХО. Тем не менее, любые комментарии и возражения приму с удовольствием.
Вступительное словоРецензию именно на «Все грани ненависти» я стала писать ради удовлетворения собственного любопытства: долго не могла сформулировать, чем конкретно было вызвано оставшееся после фика впечатление и почему же оно настолько отличалось от массы восторженных отзывов. Надеюсь, подобный разбор будет интересен не только мне.
РецензияОсновная тема данного фика заявлена ещё в названии – это многогранное и зачастую неоднозначное чувство ненависти. То, что может за ним скрываться, автор стремилась показать на примере конфликта Итачи и Дейдары. Думаю, конфликт этот можно назвать односторонним: насколько мы знаем ещё из канона, в победе Итачи над Дейдарой не было ничего личного, Учиха всего лишь работал на благо организации. Поэтому мне кажется очень удачным то, что автор все события – относящиеся как к канону, так и к сюжетной линии самого фика – показывает именно с позиции Дейдары.
В фике мы в качестве декораций видим то, что я бы назвала «бытом» Акатсук: миссия, о которой нам ничего не известно, стычка с очередным врагом, ночёвка неясно где, ещё один общий сбор с коллегами – отсутствие деталей подчёркивает то, что подобные ситуации повторяются уже далеко не первый раз, это рутина.
Весь текст разделён на пять частей. В первых четырёх читателю становится известно о предыстории отношения Дейдары к Итачи («Самоуверенный ублюдок. Учиха Итачи. Он смешал его искусство с грязью. Назвал детской игрой, забавой, не более»), много времени уделяется освещению линии Дейдара-Сасори. На мой взгляд – неоправданно много времени, гораздо больше, чем основной линии. Вкупе с изменением темпа – в последней части он резко ускоряется, подчёркивая накал эмоций при столкновении с Итачи и неожиданность творимого Дейдарой – фик кажется несбалансированным, слишком затянутое и заставляющее скучать начало резко контрастирует с быстрым и взрывным окончанием. Возможно, автор специально стремился добиться подобного эффекта, но для чего? В общем, мной это воспринимается скорее багом, а не фичей.
В фике можно выделить трёх главных героев: Итачи, Сасори и Дейдара.
Естественно, что сильнее всех раскрыт Дейдара. Обычно, упоминая Дейдару, люди склонны вспоминать его самые запоминающиеся черты: много треплется о сути искусства, любит всё взрывать, крайне эмоционален. В фике автор практически уходит от темы искусства (даже в диалогах с Сасори почти не упоминается ничего близкого), вместо этого концентрируя внимание на эмоциональном аспекте. Дейдара в этом фике живёт эмоциями и ощущениями, для него они в определённой мере синонимичны («Знаете, данна, ненависть – она такая горячая. Помните мой бок, к которому вы прикасались? Так вот, она ещё горячей») и почти что эквивалентны жизни. Весь фик словно пропитан упоминаниями о них, постоянно встречаются замечания о запахах, температуре, физических ощущениях, испытываемых эмоций.
Менее всех раскрыт Итачи. По большому счёту, его самого в фике практически нет – лишь его образ в голове Дейдары. Единственный факт, по которому мы можем в какой-то мере судить об истинном отношении Итачи к происходящему, заключается в том, что он всё же дал Дейдаре изнасиловать себя в гендзюцу. Причины подобного поступка действительно могли быть продиктованы не только практическими соображениями, но и личными мотивами, но деталей, однозначно указывающих на позицию Итачи, нет.
Мне нелегко адекватно оценить роль Сасори в фике. Но если не отвлекаться на мучавший меня вопрос «Зачем он тут вообще был нужен?» будет справедливым отметить, что сам персонаж вышел очень ярким. Очень интересно то, как раскрываются взаимоотношения этой пары. Думаю, точнее всего их описывает слово «понимание». Они слишком разные, от темперамента до взглядов и привычек, они вечно переругиваются по мелочам, но при этом Дейдара несколькими ёмкими фразами может охарактеризовать то, чем является Сасори («Сасори-но-данна как полый сосуд. Ничего там нет, все его эмоции – фальшивка. Лишь память о настоящих, тех, что были раньше.»), а тот, в свою очередь, по-своему поддерживает его после поражения («Только не вздумай сдохнуть прежде, чем добьёшься своего, крысёныш»).
Что мне ещё хотелось бы отметить? Мне показался очень удачным образ ненависти-змеи, который красной нитью проходит через весь фик.
Гораздо менее удачным – дважды проводимые аналогии Дейдара-мышь и Итачи-хищная птица (филин). Совершенно не ассоциируются у меня эти двое с указанными животными (особенно при том, что в каноне Итачи приписываются вороны).
Большой радостью для меня в данном фике оказался язык. После долгого существования в Наруто-фэндоме начинаешь ценить простые радости вроде приличного русского языка.
К сожалению, стиль меня порадовал несколько меньше. Временами автор неожиданно переходит на не очень удачные «красивости» («Воздух будто скатывается по горлу влажными холодными шариками») и излишний пафос («человек с глазами цвета крови», «не был зачарован силуэтом хищника» (Дейдара про Итачи), «свежая кровь казалась алыми змеями»). Сама люблю пафос в небольших дозах, но тут варианты вроде «обладатель проклятых глаз» вызывали у меня смутные ассоциации с не раз высмеянными «аметистовоглазыми брюнетами» и ему подобными монстрами.
Несколько сквикнуло и начало фика, тот момент, где идёт сопоставление цветов и эмоций. И почему русские фикрайтеры так любят вставлять подобные лирические отступления с претензией на?
В заключение мне хотелось бы сказать, что фик «Все грани ненависти» оставил меня равнодушной. В нём масса достоинств, есть ряд недостатков, но суть в том, что он не вызывает у меня каких-либо сильных чувств. Что, как мне кажется, для фика, основной темой которого является эмоция, не является самым лестным комментарием. Тем не менее, я уверена, что большинство поклонников обеих пар (особенно СасоДеев) и просто любителей почитать про «будни» Акатсук получат огромное удовольствие от этого произведения.
ЗЫ: Всё написанное – ИМХО. Тем не менее, любые комментарии и возражения приму с удовольствием.
@темы: Наруто
Мне параллели с цветами, звуками и прочими сигналами извне близки и понятны. Поэтому могу на риторический вопрос ответить риторическим ответом. При чем тут какая-то претензия? Мы видим мир объемным, и восприятие его у всех разное. Так что ничего странного нет в том, что, скажем, запахи имеют цвета а звуки могут быть шершавыми. С чувствами абсолютно то же самое.
Что же до сравнений...Ну, вон, медицинские и милицейские протоколы без сравнений и "красивостей". Но что-то не припомню, чтоб их кто-нибудь для удовольствия читал.
...Интересный взгляд на этот великолепный фик, Leponier, спасибо за него. Мало какая рецензия лично меня способна затронуть так, чтоб захотелось написать свою рецензию "в защиту", так сказать.
Мне параллели с цветами, звуками и прочими сигналами извне близки и понятны. Поэтому могу на риторический вопрос ответить риторическим ответом. При чем тут какая-то претензия?
Ммм, наверное, этот пункт надо было всё же пояснить.
Дело было не в содержании этого фрагмента текста - я очень даже верю, что некоторые люди эмоции могут воспринимать через ассоциации с цветами - а в том, как этот фрагмент был вставлен в тексте.
Мне - абсолютное ИМХО - показался этот момент не очень удачным, потому что обычно (подчёркиваю - обычно, это не к конкретному автору претензия) фанфикеры пользуются приёмом таких вот "литературных отступлений" не очень искусно с желанием "нагнать туману". Поэтому когда я увидела такой вот фрагмент в начале произведения, он не сработал на более полное погружение в атмосферу фика, а, наоборот, вызвало некоторое отстранение.
Вот как-то так. Вполне допускаю, что для людей с иным читательским опытом этот фрагмент сработал правильно.
Опять же, чтобы быть честным по отношению к автору, хотелось бы ответить, что сам по себе этот отрывок не является чуждым произведению в целом, он логично вписывается в поднимаемую тему эмоций. Но первое впечатление он мне подпортил.
Что же до сравнений...Ну, вон, медицинские и милицейские протоколы без сравнений и "красивостей". Но что-то не припомню, чтоб их кто-нибудь для удовольствия читал.
Кхм, мне кажется, вы преувеличиваете. Я не говорила, что сравнения и красивости - это плохо. В тексте было множество иных образов, метафор и иных "красивостей". Я привела лишь те, что мне показались неудачными.
Мало какая рецензия лично меня способна затронуть так, чтоб захотелось написать свою рецензию "в защиту", так сказать.
Знаете, я бы с удовольствием почитала, если честно. Потому что у меня при прочтении комментариев возникало ощущение, будто я не воспринимаю в этом фике чего-то, что вроде как видно практически всем. По этой причине я изначально не хотела брать этот фик на рецензирование. И не взяла бы, если бы двое моих друзей в аське не выдали примерно то же мнение.
абсолютное ИМХО Ну, ИМХО не оспоришь :-)
Кхм, мне кажется, вы преувеличиваете. Я не говорила, что сравнения и красивости - это плохо. В тексте было множество иных образов, метафор и иных "красивостей". Я привела лишь те, что мне показались неудачными.
Преувеличиваю. Именно потому, что Вам показались неудачными одни сравнения, кого-то другого "зацепят" другие...Что ж теперь, все убирать?
Знаете, я бы с удовольствием почитала, если честно.
Вряд ли я возьмусь за это :-) Я слишком ленивая, да и мотивация недостаточна...Разве что "вступиться" за Сасори, который раскрыт в этом фике чуть ли не полнее, чем Дейдара...
Преувеличиваю. Именно потому, что Вам показались неудачными одни сравнения, кого-то другого "зацепят" другие...Что ж теперь, все убирать?
Да нет, почему же? Понятное дело, что тут по большей части фломастеры (ну разве что в случае с "обладателем проклятых глаз" можно более-менее достойно аргументировать моё неприятие). Но рецензия - это же не полный литературный анализ и разбор (для этого у меня просто не то образование), а скорее, ещё одна точка зрения.
Я предложила ещё один взгляд на написанное, причём честно сказала, что это взгляд человека, имеющего более-менее ровное отношение как к самому фику, так и к пейрингам в нём. Интересно автору подобное мнение, учтёт он его или выслушает, но предпочтёт проигнорировать - это уже не моё дело, по большому счёту. Я не призываю что-то срочно вычёркивать, переписывать etc, я просто предлагаю иной взгляд на фик.
Если честно, по своему опыту знаю, что ситуация, когда все хвалят-хвалят-хвалят, и никто ничего не критикует, может серьёзно раздражать некоторых людей. Потому что похвалы - это как бы приятно и всё такое, но не информативно.
Разве что "вступиться" за Сасори, который раскрыт в этом фике чуть ли не полнее, чем Дейдара...
Разве я где-то сказала, что он плохо или мало раскрыт?
меня отпинали, я так и знала)На самом деле хочу сказать вам спасибо за эту рецензию. Правда. Критика нужна всегда) Аргументированная - особенно.
Я признаю, что, увлекшись эмоциями персонажа, не очень хорошо сумела выдержать ритм повествования. Начало действительно получилось немного растянутым. Могу объяснить это тем, что мне нужно было время и обстоятельства, чтобы показать не только отношения Дейдары к Итачи, но и Дейдары и Сасори.
Вообще подразумевалось, что эмоции Дейдары будут нагнетаться все больше и больше, а к концу фика произойдет "взрыв". Видимо, на деле получилось немножко не так, как задумывалось.
Но я рада, что при всем том, что в целом фик оставил вас равнодушной, вы все же нашли в нем и что-то, что вас зацепило - образ Сасори и ненависть-змея, к примеру))
Еще раз спасибо.
На самом деле хочу сказать вам спасибо за эту рецензию. Правда. Критика нужна всегда) Аргументированная - особенно.
Ох, я рада, что это было не зря. Мне было очень интересно и важно узнать ваше мнение.
Вообще подразумевалось, что эмоции Дейдары будут нагнетаться все больше и больше, а к концу фика произойдет "взрыв". Видимо, на деле получилось немножко не так, как задумывалось.
Это чувствовалось, но нагнетание вышло не ровно нарастающим.
Но я рада, что при всем том, что в целом фик оставил вас равнодушной, вы все же нашли в нем и что-то, что вас зацепило - образ Сасори и ненависть-змея, к примеру))
На самом деле, мне надо поблагодарить Вас.
Я склонна оценивать фики прежде всего по общему впечатлению, которое остаётся после прочтения. Тут общее впечатление действительно было, наверное, не самым лучшим, но отдельные моменты были прекрасны и очень интересно было находить интересные и незамеченные с первого раза детали.