Любая весть изначально благая. Просто ты к этому ещё не пришел
В рамках Свободного участия отзыв на "Консерваторы" NikMac по заявке helenn-bol.
читать дальшеВместо вступления.
В этой рецензии нет: описания сюжета (предыдущий рецензент этот момент раскрыл, поэтому нет смысла повторяться), разборов стилистики и языка (рецензент с удовольствием занялся бы разбором текста, если бы позволило время, тем более, что поле для деятельности – макси), обращения к автору. Нет даже советов к прочтению или, наоборот, к не прочтению произведения. Учитывая, что эта рецензия - в рамках свободного участия, автор позволит себе остановиться на трех важных (по его мнению) моментах, которые, возможно, помогут будущим читателям понять, стоит ли читать этот текст. Назовем это действо условно…
«Любовь, политика и раздери тебя горгулья».
«Консерваторы» - эмоции на грани. 39 глав, где автор играет чувствами читателей, как в пинг-понг, где нет промежуточных состояний между «хорошо» и «плохо». 39 глав, чтобы почувствовать себя Поттером в мире NikMac. 39 глав, чтобы возненавидеть, побиться головой об стену, покричать в пустоту ругательства, без POV почувствовать как это, когда вокруг сплошная черная несправедливость. С первых глав, когда мы обнаруживаем беспомощного героя в больничной палате, перед нами начинает открываться новый мир, где всё неправильно. Эта неправильность выражается буквально во всем, и для нее автор создал все условия.
Политика.
Вся абсурдность ситуации, всё несомненное безумие перевёрнутого вверх тормашками мира выражались в четырёх коротких словах: «Министр Магии – Люциус Малфой» (с)
Год, в котором старые хитрые слизеринцы в упорной борьбе захватили все рычаги власти, застолбили завоёванную территорию и навели на ней свой – слизеринский – порядок (с)
Сначала это, действительно, кажется абсурдным. Невозможным. Но NikMac приводит доводы, как опытный экскурсовод повествует о том, что такое волне могло произойти и показывает как именно. Магической Британией заведуют слизеринцы. Более того, бывшие носители метки. Их всего двое, но они умело друг друга дополняют. Люциус и Северус. Деньги и интеллект. Оба оправданы исключительно благодаря Поттеру, который понятия не имел, что его заявления после Битвы смогут так изменить расстановку политических сил.
Политика – основа «Консерваторов». Ни одно событие не проходит без ее участия. И весь сюжет построен на этой большой игре власти и денег. Глазами Поттера – здесь даже любовь куплена, продажна, неправильна. Но ему приходится в нее играть, потому что другого выхода попросту нет. По крайней мере, в этом мире. Где магглорожденные волшебники обязаны находится или под опекой Министерства (и олицетворяет эту опеку – Долорес Амбридж), или под опекой другого волшебника (со множеством условий, естественно).
«Где-то мы подобное уже видели…», - подумает читатель. И так же думает Гарри. Кажется, что всё, за что Поттер боролся исчезло, испарилось, оставив нас вспоминать чудовищный каноновский монумент в министерском Атриуме. Но автор, улыбаясь, скажет, что всё не так. Его поддержит Снейп, Рон с Гермионой, семейство Уизли, Минерва, большинство семей этой новой Магической Британии. Окажется, что читатель и Поттер – единственные, кто не понимает, как это может быть правильным. Но нам не оставят выбора, как не оставили его бедному Поттеру, насильно втянутому в эту политическую игру помолвкой.
NicMac рассказывает о том, что могло бы произойти, если бы почти сразу после победы над Волдемортом, главный герой Магической Британии на код погрузился в кому, если бы Северус Снейп был оправдан (сперва выжив, разумеется), если бы Томас Реддл был бы признан сумасшедшим, а все его сторонники – невиновными, и если бы Кингсли проиграл выборы Люциусу Малфою. Всего несколько событий – и вот нам новый мир, в котором просыпаемся мы с Поттером.
– Покорись! Смирись! Играй! (с) Говорит нам автор устами Северуса Снейпа, который, похоже, единственный, кто понимает насколько для нас этот мир невероятно неправильный. И он пытается объяснить, почему всё происходит именно так. Он берет Поттера под свою опеку исключительно ради того, чтобы защитить. И, конечно, мы это поймем не сразу. Как не сразу поймем, что вся эта политическая система – единственный возможный вариант в такой ситуации. Она исключает войну. Она не идеальна, требует вмешательства, где-то исправления, где-то запрета, но олицетворяет собой мир.
Снейп даже объяснит нам (шокированным, воспитанным на идеалах света матушки Ро и проповедях Дамблдора), почему нельзя допускать смешения маггловского и магического миров, почему нужно учить магглорожденных магическим традициям, почему влияние магглов становится губительным. Верить ему или нет – выбор каждого.
Все политические игры познаются здесь через призму восприятия Гарри – человека, который настолько же далек от политики, насколько Снейп ей близок. И последний показывает своему подопечному, как именно расставлены фигуры на шахматной доске, возможно ли в этой игре поставить мат, возможно ли не быть пешкой и стать кем-то большим. И отнюдь не благодаря многострадальной избранности. А благодаря четкому руководству, подчинению, которое приводит в ярость, которое требует Гарри изменить себе, когда все остальные уже изменились и, казалось бы, ждут только его.
Рецензент делает такой акцент на политической составляющей «Консерваторов», так как в большинстве своем снарри-шипперы описывают отношения двух конкретных героев. Мы можем охватить и представить мир Гарри и Северуса, но не мир в целом. Заслугой NikMac является именно детальная прорисовка мира, которой когда-то обременила себя Дж.К. Роулинг. Мы видим картинку в целом и снарри не заполняет ее полностью. Более того, мы видим «почему», а не «как». Зверек Обоснуй пафосно прогуливается по каждой главе, заставляя верить в такой новый и бесконечно несправедливый мир.
Вселенская несправедливость.
– Но это несправедливо, – наконец прошептал он.
– Несомненно. Жизнь вообще несправедлива, Поттер! – Снейп был очень серьёзен (с)
Ощущение полной безысходности и отчаяния не оставит читателя на протяжении всего прочтения «Консерваторов». В каждой главе NikMac намекает на луч света в конце тоннеля, а потом безжалостно заваливает этот тоннель грудой булыжников (и это не агнст ни на секунду).
Рецензент не знает, сознательно ли автор в самом начале повествования прописывает фигуру Амбридж, но она как нельзя кстати вписывается в общую картину и становится олицетворением той самой несправедливости. Вспоминая пятый том первоисточника можно заметить сходство ситуаций – Хогвартс тонет в жерле бюрократической машины, и никто ничего не может с этим поделать, и любое действие и указ «старой жабы» вызывает в нас праведный гнев «да как так можно?!». Примерно то же самое мы можем почувствовать и здесь – в безжалостной политической игре тонет сознание Поттера. За него решаются все вопросы, все его действия контролируются, и он не может с этим ничего поделать. Только безропотно подчиняться, доверять и верить, что пройдет время и он сможет что-то сделать САМ.
Еще более остро и явно автор переносит эту несправедливость на отношения между Снейпом и Поттером, где очевидно, кто ведомый, в чьих руках власть и кому следует подчиниться. Потому что а) я знаю, как лучше б) легендой и славой ничего не добиться и в) Поттер – вы идиот. Гарри наденут насильно кольцо на палец, закутают в слизеринские шелка (как пристало выглядеть нареченному заместителя Министра Магии), его научат правильно говорить, правильно лгать, правильно думать, и, наверное, правильно любить. Того, кого полюбить в данной ситуации невозможно, и кого читатель будет изо всех сил стараться понять.
И опять эти двое…
– Он уничтожает меня...
– Он невыносим... Он выдирает мне душу... Он измывается надо мной и вежлив... Нет никого хуже его...
– Он извращает всё... Переворачивает вверх тормашками... Он белое объявляет чёрным и чёрное белым... Он смеётся надо мной... Он угрожает мне... Он загнал меня в ловушку...(с)
Как бы то ни было, «Консерваторы» - это снарри. Жестокое, категоричное, в чем-то даже политическое снарри, где два героя прописаны детально и с разных ракурсов.
Снейп у NikMac – властный, статный и ледяной, как северные ветра. Каноничный, злобный, язвительный жестокий Северус. С единственной поправкой - в «Консерваторах» у него есть власть, деньги, положение в обществе и Поттер. Рецензент готов поставить сто галеонов, что читателю во время прочтения не раз захочется запечатлеть на этом самодовольном лице звонкую пощечину. Этот человек требует к себе уважения, но уважает избирательно. Он дает Гарри всё, когда этого требует игра и всё забирает, когда зрители покидают зал. Он знает себе цену и никогда не возьмет то, что плохо лежит. Только то, что по праву принадлежит ему (границы этого права, естественно им определены). Это истинный слизеринец, блестящий политик, который сидит по правую руку от Люциуса Малфоя и вершит судьбы.
И насколько же странно видеть рядом с ним потерянного, отчаявшегося, иногда бестолкового, иногда наивного, но не менее категоричного Поттера. Автор блестяще проводит Гарри через огонь, воду и Северус Снейпа, показывая его трансформацию из каноничного храброго, но безрассудного Гарри, в спокойного, рассудительного взрослого мужчину, который понимает, чего от него ждут, что он должен делать и как дальше со всем этим жить. Читатель видит эти метаморфозы на уровне его восприятия мира и той Магической Британии, в которой он когда-то очнулся, на уровне его отношений с друзьями, которые однажды смирились с несправедливостью и пытаются доказать ему, что это правильно, и, конечно, на уровне понимания человека, который помогает ему пробираться по этим зарослям и который называет себя его мужем.
Все 39 глав мы ждем развязки, которая очевидна. Но даже тут NikMac не пойдет на поводу у наших ожиданий. Ее хэппи-энд не будет оглушительным, не будет тем, чего мы ожидаем. Он оставляет привкус горечи и такого же горького удовлетворения. Вероятно, так и должно быть, когда соединяют двоих, которых соединить невозможно.
От себя вместо заключения.
Полночных яблок ранящий оскал,
По венам кровь мешается с ознобом.
Как оказались мы под небом оба?
Я не тебя все эти годы ожидал.
Мне твоих рук холодные признанья
И фальшь улыбок под гротескный фарс,
Который поглощает, пожирает нас,
Осточертели без намека на раскаяние.
И я смеюсь. Я хохочу. Тебя послушать –
Мне должно все и всем разыгрывать по актам
И притворяться, доверяя фактам,
Играть в любовь и ложь с улыбкой кушать.
О, Боги, ты противен мне до дрожи!
А пальцы вновь сжимающие плечи
Мне врут о мире и поддержке вечной,
Как змеи врут, вливая яд под кожу.
И уклоняясь от притворной ласки
Бью руки в кровь о холод подземелий.
Мне не поможет ни одно из этих зелий
От невозможности сорвать с тебя все маски.
2009 год.
читать дальшеВместо вступления.
В этой рецензии нет: описания сюжета (предыдущий рецензент этот момент раскрыл, поэтому нет смысла повторяться), разборов стилистики и языка (рецензент с удовольствием занялся бы разбором текста, если бы позволило время, тем более, что поле для деятельности – макси), обращения к автору. Нет даже советов к прочтению или, наоборот, к не прочтению произведения. Учитывая, что эта рецензия - в рамках свободного участия, автор позволит себе остановиться на трех важных (по его мнению) моментах, которые, возможно, помогут будущим читателям понять, стоит ли читать этот текст. Назовем это действо условно…
«Любовь, политика и раздери тебя горгулья».
«Консерваторы» - эмоции на грани. 39 глав, где автор играет чувствами читателей, как в пинг-понг, где нет промежуточных состояний между «хорошо» и «плохо». 39 глав, чтобы почувствовать себя Поттером в мире NikMac. 39 глав, чтобы возненавидеть, побиться головой об стену, покричать в пустоту ругательства, без POV почувствовать как это, когда вокруг сплошная черная несправедливость. С первых глав, когда мы обнаруживаем беспомощного героя в больничной палате, перед нами начинает открываться новый мир, где всё неправильно. Эта неправильность выражается буквально во всем, и для нее автор создал все условия.
Политика.
Вся абсурдность ситуации, всё несомненное безумие перевёрнутого вверх тормашками мира выражались в четырёх коротких словах: «Министр Магии – Люциус Малфой» (с)
Год, в котором старые хитрые слизеринцы в упорной борьбе захватили все рычаги власти, застолбили завоёванную территорию и навели на ней свой – слизеринский – порядок (с)
Сначала это, действительно, кажется абсурдным. Невозможным. Но NikMac приводит доводы, как опытный экскурсовод повествует о том, что такое волне могло произойти и показывает как именно. Магической Британией заведуют слизеринцы. Более того, бывшие носители метки. Их всего двое, но они умело друг друга дополняют. Люциус и Северус. Деньги и интеллект. Оба оправданы исключительно благодаря Поттеру, который понятия не имел, что его заявления после Битвы смогут так изменить расстановку политических сил.
Политика – основа «Консерваторов». Ни одно событие не проходит без ее участия. И весь сюжет построен на этой большой игре власти и денег. Глазами Поттера – здесь даже любовь куплена, продажна, неправильна. Но ему приходится в нее играть, потому что другого выхода попросту нет. По крайней мере, в этом мире. Где магглорожденные волшебники обязаны находится или под опекой Министерства (и олицетворяет эту опеку – Долорес Амбридж), или под опекой другого волшебника (со множеством условий, естественно).
«Где-то мы подобное уже видели…», - подумает читатель. И так же думает Гарри. Кажется, что всё, за что Поттер боролся исчезло, испарилось, оставив нас вспоминать чудовищный каноновский монумент в министерском Атриуме. Но автор, улыбаясь, скажет, что всё не так. Его поддержит Снейп, Рон с Гермионой, семейство Уизли, Минерва, большинство семей этой новой Магической Британии. Окажется, что читатель и Поттер – единственные, кто не понимает, как это может быть правильным. Но нам не оставят выбора, как не оставили его бедному Поттеру, насильно втянутому в эту политическую игру помолвкой.
NicMac рассказывает о том, что могло бы произойти, если бы почти сразу после победы над Волдемортом, главный герой Магической Британии на код погрузился в кому, если бы Северус Снейп был оправдан (сперва выжив, разумеется), если бы Томас Реддл был бы признан сумасшедшим, а все его сторонники – невиновными, и если бы Кингсли проиграл выборы Люциусу Малфою. Всего несколько событий – и вот нам новый мир, в котором просыпаемся мы с Поттером.
– Покорись! Смирись! Играй! (с) Говорит нам автор устами Северуса Снейпа, который, похоже, единственный, кто понимает насколько для нас этот мир невероятно неправильный. И он пытается объяснить, почему всё происходит именно так. Он берет Поттера под свою опеку исключительно ради того, чтобы защитить. И, конечно, мы это поймем не сразу. Как не сразу поймем, что вся эта политическая система – единственный возможный вариант в такой ситуации. Она исключает войну. Она не идеальна, требует вмешательства, где-то исправления, где-то запрета, но олицетворяет собой мир.
Снейп даже объяснит нам (шокированным, воспитанным на идеалах света матушки Ро и проповедях Дамблдора), почему нельзя допускать смешения маггловского и магического миров, почему нужно учить магглорожденных магическим традициям, почему влияние магглов становится губительным. Верить ему или нет – выбор каждого.
Все политические игры познаются здесь через призму восприятия Гарри – человека, который настолько же далек от политики, насколько Снейп ей близок. И последний показывает своему подопечному, как именно расставлены фигуры на шахматной доске, возможно ли в этой игре поставить мат, возможно ли не быть пешкой и стать кем-то большим. И отнюдь не благодаря многострадальной избранности. А благодаря четкому руководству, подчинению, которое приводит в ярость, которое требует Гарри изменить себе, когда все остальные уже изменились и, казалось бы, ждут только его.
Рецензент делает такой акцент на политической составляющей «Консерваторов», так как в большинстве своем снарри-шипперы описывают отношения двух конкретных героев. Мы можем охватить и представить мир Гарри и Северуса, но не мир в целом. Заслугой NikMac является именно детальная прорисовка мира, которой когда-то обременила себя Дж.К. Роулинг. Мы видим картинку в целом и снарри не заполняет ее полностью. Более того, мы видим «почему», а не «как». Зверек Обоснуй пафосно прогуливается по каждой главе, заставляя верить в такой новый и бесконечно несправедливый мир.
Вселенская несправедливость.
– Но это несправедливо, – наконец прошептал он.
– Несомненно. Жизнь вообще несправедлива, Поттер! – Снейп был очень серьёзен (с)
Ощущение полной безысходности и отчаяния не оставит читателя на протяжении всего прочтения «Консерваторов». В каждой главе NikMac намекает на луч света в конце тоннеля, а потом безжалостно заваливает этот тоннель грудой булыжников (и это не агнст ни на секунду).
Рецензент не знает, сознательно ли автор в самом начале повествования прописывает фигуру Амбридж, но она как нельзя кстати вписывается в общую картину и становится олицетворением той самой несправедливости. Вспоминая пятый том первоисточника можно заметить сходство ситуаций – Хогвартс тонет в жерле бюрократической машины, и никто ничего не может с этим поделать, и любое действие и указ «старой жабы» вызывает в нас праведный гнев «да как так можно?!». Примерно то же самое мы можем почувствовать и здесь – в безжалостной политической игре тонет сознание Поттера. За него решаются все вопросы, все его действия контролируются, и он не может с этим ничего поделать. Только безропотно подчиняться, доверять и верить, что пройдет время и он сможет что-то сделать САМ.
Еще более остро и явно автор переносит эту несправедливость на отношения между Снейпом и Поттером, где очевидно, кто ведомый, в чьих руках власть и кому следует подчиниться. Потому что а) я знаю, как лучше б) легендой и славой ничего не добиться и в) Поттер – вы идиот. Гарри наденут насильно кольцо на палец, закутают в слизеринские шелка (как пристало выглядеть нареченному заместителя Министра Магии), его научат правильно говорить, правильно лгать, правильно думать, и, наверное, правильно любить. Того, кого полюбить в данной ситуации невозможно, и кого читатель будет изо всех сил стараться понять.
И опять эти двое…
– Он уничтожает меня...
– Он невыносим... Он выдирает мне душу... Он измывается надо мной и вежлив... Нет никого хуже его...
– Он извращает всё... Переворачивает вверх тормашками... Он белое объявляет чёрным и чёрное белым... Он смеётся надо мной... Он угрожает мне... Он загнал меня в ловушку...(с)
Как бы то ни было, «Консерваторы» - это снарри. Жестокое, категоричное, в чем-то даже политическое снарри, где два героя прописаны детально и с разных ракурсов.
Снейп у NikMac – властный, статный и ледяной, как северные ветра. Каноничный, злобный, язвительный жестокий Северус. С единственной поправкой - в «Консерваторах» у него есть власть, деньги, положение в обществе и Поттер. Рецензент готов поставить сто галеонов, что читателю во время прочтения не раз захочется запечатлеть на этом самодовольном лице звонкую пощечину. Этот человек требует к себе уважения, но уважает избирательно. Он дает Гарри всё, когда этого требует игра и всё забирает, когда зрители покидают зал. Он знает себе цену и никогда не возьмет то, что плохо лежит. Только то, что по праву принадлежит ему (границы этого права, естественно им определены). Это истинный слизеринец, блестящий политик, который сидит по правую руку от Люциуса Малфоя и вершит судьбы.
И насколько же странно видеть рядом с ним потерянного, отчаявшегося, иногда бестолкового, иногда наивного, но не менее категоричного Поттера. Автор блестяще проводит Гарри через огонь, воду и Северус Снейпа, показывая его трансформацию из каноничного храброго, но безрассудного Гарри, в спокойного, рассудительного взрослого мужчину, который понимает, чего от него ждут, что он должен делать и как дальше со всем этим жить. Читатель видит эти метаморфозы на уровне его восприятия мира и той Магической Британии, в которой он когда-то очнулся, на уровне его отношений с друзьями, которые однажды смирились с несправедливостью и пытаются доказать ему, что это правильно, и, конечно, на уровне понимания человека, который помогает ему пробираться по этим зарослям и который называет себя его мужем.
Все 39 глав мы ждем развязки, которая очевидна. Но даже тут NikMac не пойдет на поводу у наших ожиданий. Ее хэппи-энд не будет оглушительным, не будет тем, чего мы ожидаем. Он оставляет привкус горечи и такого же горького удовлетворения. Вероятно, так и должно быть, когда соединяют двоих, которых соединить невозможно.
От себя вместо заключения.
Полночных яблок ранящий оскал,
По венам кровь мешается с ознобом.
Как оказались мы под небом оба?
Я не тебя все эти годы ожидал.
Мне твоих рук холодные признанья
И фальшь улыбок под гротескный фарс,
Который поглощает, пожирает нас,
Осточертели без намека на раскаяние.
И я смеюсь. Я хохочу. Тебя послушать –
Мне должно все и всем разыгрывать по актам
И притворяться, доверяя фактам,
Играть в любовь и ложь с улыбкой кушать.
О, Боги, ты противен мне до дрожи!
А пальцы вновь сжимающие плечи
Мне врут о мире и поддержке вечной,
Как змеи врут, вливая яд под кожу.
И уклоняясь от притворной ласки
Бью руки в кровь о холод подземелий.
Мне не поможет ни одно из этих зелий
От невозможности сорвать с тебя все маски.
2009 год.
@темы: Гарри Поттер
Захотелось еще перечитать эту чудную историю...