Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения
Рецензия по заявке k8 на анонимный оридж с фемкинка
Рецензируемый текст посвящен непростым отношениям между представительницами фандома. Тема популярная или, по крайней мере, производящая впечатление таковой - ну, насколько вообще можно судить о тенденциях в фемслэше. читать дальшеЯ навскидку могу вспомнить четыре текста, написанных за не такое уж давнее время, использующие ту же модель: 1, 2-3, 4.
Собственно, тема отношений представителей фандома или околофандома двояка: с одной стороны, это вариация интернет-общения как такового (на этой особенности концентрируются более стандартно-серьезно написанные в фемслэшном сообществе тексты, их больше), с другой стороны - предполагает отражение особенностей фандомной жизни - слэш и яой, качество текстов, отношения автора и текста, фандом вс реал, социальная дезадаптация. Бросается в глаза тот факт, что в чистом виде тема "фемслэша яойщиц" побуждает писать скорее эксперименты с формой, чем стандартный текст. И то, что подобные тексты одновременно становятся метакомментарием к окружающей действительности, только способствует этому.
Первый из упомянутых ориджей - это шуточная война жанров, второй текст - стеб, основанный на стереотипе яойщицы как физически непривлекательной, социально неприспособленной девушки или женщины, третий - пародийный текст с серьезной моралью, автор же четвертого текста вообще воспользовался поводом, чтобы поговорить на отвлеченные темы, хотя и упоминает о трудностях адаптации к нефандомной среде.
Резензируемый оридж не выбивается из общей тенденции, он обыгрывает проблемы "слэша и яоя" и "качества текстов", а его жанр я бы в первую очередь охарактеризовала как стеб. Вполне вероятно, что кто-то из читателей не согласится с этим, восприятие текста в первую очередь будет зависеть от того, какая из его составляющих покажется наиболее важной.
Условно в тексте можно выделить два слоя: пародийный, включающий в себя особенности стиля написания и мышления главной героини, и сюжетообразующий - сами описываемые события и характеры. Фактически два этих слоя гармонируют, но не связаны между собой с необходимостью, те же героини, с теми же сложившимися взаимоотношениями, вполне безболезненно могли быть помещены в любую другую среду, и это не помешало бы раскрытию темы, которая и дала повод к написанию текста - "гомофобии гомосексуальной девушки".
Что касается первого слоя текста. Во-первых, текст стилизован "под паланика", это довольно распространенная манера письма, легкая в написании и употреблении:
Я говорю, захлебываясь нервным смехом:
- Стоило услышать приговор, чтобы за ним последовало признание.
Я говорю:
- Ты фригидная сука, которая разодрала меня на куски. Я тебе не игрушка.
Я говорю:
- Я люблю тебя, но ничего не понимаю. Это не игра. Это жизнь. Я готова бросить ради тебя все. Я готова жертвовать.
Я говорю:
- Пошла на хуй.
Я кричу.
Просто отличить по рубленым фразам, постоянным повторам, часто анафорическим, и нарочитой грубости. В тексте первые две из этих характеристик доведены если не до абсурда, то до очень близкого состояния: повторы встречаются практически в каждых двух соседних фразах, особенно в начале; каждые несколько абзацев (Режу картошку, намеренно громко стуча ножом. - Стучу ножом по доске, доска стучит по столу; Вдохнули-выдохнули, все хорошо.) и между частями (во второй парное к предыдущим: Он такой же громкий, как тот стук ножа днем. Ну, когда я резала морковку. - В висках бухает – бухать меньше надо, блядь! – тук-тук-тук! Как мой нож, когда я режу морковку.).
Другой обыгрываемый объект - неточность формулировок (Интересно, как правильно – шкурка от курицы или куриная шкурка? Или еще как-то? - Вокруг – фантики от конфет (конфетные фантики?).). Еще один - оригинальные, непроверяемые сравнения (Молдавский мускат пахнет мокрым веником. Я не пробовала мокрый веник на вкус, но, я думаю, он похож на молдавский мускат.). Стандартный язык фанфиков (Да, детка, да, мы обе с тобой слишком мало жили, но слишком много читали яойных фиков; мы знаем, что от таких захватов на коже остаются лунки.). Технология написания нц-сцен (...ты, потеряв равновесие, падаешь. Затылком – прямо мне на колени (важно уточнить, что я успела встать на колени, да?..).).
На стыке пародийной и событийной частей возникает интересный эффект: стилизация не полностью выведена за сюжет, а существует и в нем тоже, являясь в результате не только образом мыслей героини (что обращено к читателю), но и ее способностью к самоиронии (теперь она обращается к себе).
Сюжетообразующая история. Повествование ведется, как это уже, должно быть, понятно, от лица главной героини. Текст разбит на три части. Первая - вводная, описывает место действия и отношения между персонажами. Дана одна очень раздраженная главная героиня, готовящая суп, и вторая - очевидно, неотягощенная сильной этикой, что позволяет ей спокойно смотреть аниме, пока другие работают. Понятно, однако, что злость главной героини не может быть спровоцирована одной лишь несправедливостью в разделении труда.
Это начинает раскрываться с первых строк, когда героиня упоминает о "полунамеках" и "взглядах из-под ресниц" и становится окончательно ясно, когда она сравнивает себя с Орией - персонажем "Ями но Матсуи", аниме, которое как раз смотрит в этот момент вторая. Сила этого сравнения подчеркивается тем фактом, что героиня смотрела "Ями" пять раз, и, очевидно, оно является для нее в определенной мере значимым (просто знаковым или основным каноном, не так важно). Признаться, я смотрела аниме довольно давно, но из того, что вспомнилось и нагуглилось, соответствие следующее: Ория испытывает некие, возможно романтические и, очевидно, неразделенные чувства к Мураки, который пользуется дружбой Ории для покрытия каких-то своих темных дел, примерно так это и выглядит с позиции главной героини. Ситуация с мобильностью персонажей в каноне, насколько я помню, примерно та же, что и у девушек: пока Мураки носит неведомо где, Ория сидит в своем борделе и ждет - так же, как и главная героиня. Эти факты ее жизни, однако, выяснятся немного позднее.
Основное действие происходит во второй части. Здесь нам, во-первых, становится известно, что кроме аниме, ролевок и фандома, у девушек довольно мало общего. Во-вторых, вещь, наиболее раздражающая главную героиню, - равнодушие. В-третьих, на самом деле оказывается, что равнодушия как такового нет, но вторая героиня не может выразить свои чувства, да и вообще организовать их в своем поведении понятным первой героине способом (вторая вообще малоэмоциональна и немногословна) - и не хочет, поскольку считает их предосудительными, тем более предосудительными, что она уверена в их силе. В общем и целом - ситуация, не способствующая бесконфликтному развитию отошений.
Конфликт реализуется, когда главная героиня вынуждает вторую высказаться вслух, но остается не удовлетворена качеством признания. Более того, оне не понимает - или не хочет понять разъяснений второй, принимая это за издевательство, да и в целом находясь в состоянии аффекта и желая прекратить неприятную ситуацию. Она противоречит сама себе, сначала утверждая, что готова пожертвовать всем ради второй, а затем - требуя, чтобы та убралась из ее жизни. В итоге лучшего способа выхода, чем бегство, героиня не может придумать. Тем более неприятно это выглядит, что она сбегает из собственной же квартиры, не ущемляя комфорта второй, которой может оказаться некуда пойти до очередного поезда.
Возможно было бы найти скрытый смысл в том, что сбегает она к мужчине, но на мой взгляд, это вполне условность, только способствующая тому, что отношения главной героини с коллегой по фандому уникальны и значимы, она не может с легкостью заменить их на в целом аналогичную связь. Забирай главную героиню женщина, ситуация приобрела бы большую остроту - это означало бы, что вторая героиня может дать главной нечто не типового, а личного характера, от чего действительно нельзя было бы отказаться, и чего мы, однако, не видим в тексте. Таким образом, использование мужского персонажа оказывается удобнее.
Текст завершается "эпилогом" - иным по стилю (цитата из аськи) куском, задача которого - превратить все, описываемое в предыдущих двух частях в замкнутый круг - не по композиции, а по событиям. Есть такая расхожая логическая загадка - что будет, если Всеразрушающее Ядро столкнеся с Ничем Не Разрушимой Стеной? Один из ответов на нее, позволяющий избежать противоречия - столкновение Ядра со Стеной займет бесконечное количество времени. В тексте мы также видим неразрешимые противоречия, как внутри каждой из героинь: зависимость и ненависть-усталость первой и гомофобия и влюбленность второй, - так и в отношениях между ними. И, как и в загадке, выход из них - в отсутствии результата, бесконечном процессе взаимодействия, который заставляет совершать их бесполезные и алогичные, эмоционально и физически выматывающие поступки, мучиться, но продолжать, продолжать и продолжать.
Автор поступил ловко. В целом текст приятен, нелюбители Паланика всегда могут вспомнить про иронию, любители порадуются, а не знакомые со стилем - не обратят внимания. Читатель сам может решить, что захочет увидеть в тексте - историю серьезных, выматывающих отношений, стеб про фандом или органичное сочетание того и другого.
Рецензируемый текст посвящен непростым отношениям между представительницами фандома. Тема популярная или, по крайней мере, производящая впечатление таковой - ну, насколько вообще можно судить о тенденциях в фемслэше. читать дальшеЯ навскидку могу вспомнить четыре текста, написанных за не такое уж давнее время, использующие ту же модель: 1, 2-3, 4.
Собственно, тема отношений представителей фандома или околофандома двояка: с одной стороны, это вариация интернет-общения как такового (на этой особенности концентрируются более стандартно-серьезно написанные в фемслэшном сообществе тексты, их больше), с другой стороны - предполагает отражение особенностей фандомной жизни - слэш и яой, качество текстов, отношения автора и текста, фандом вс реал, социальная дезадаптация. Бросается в глаза тот факт, что в чистом виде тема "фемслэша яойщиц" побуждает писать скорее эксперименты с формой, чем стандартный текст. И то, что подобные тексты одновременно становятся метакомментарием к окружающей действительности, только способствует этому.
Первый из упомянутых ориджей - это шуточная война жанров, второй текст - стеб, основанный на стереотипе яойщицы как физически непривлекательной, социально неприспособленной девушки или женщины, третий - пародийный текст с серьезной моралью, автор же четвертого текста вообще воспользовался поводом, чтобы поговорить на отвлеченные темы, хотя и упоминает о трудностях адаптации к нефандомной среде.
Резензируемый оридж не выбивается из общей тенденции, он обыгрывает проблемы "слэша и яоя" и "качества текстов", а его жанр я бы в первую очередь охарактеризовала как стеб. Вполне вероятно, что кто-то из читателей не согласится с этим, восприятие текста в первую очередь будет зависеть от того, какая из его составляющих покажется наиболее важной.
Условно в тексте можно выделить два слоя: пародийный, включающий в себя особенности стиля написания и мышления главной героини, и сюжетообразующий - сами описываемые события и характеры. Фактически два этих слоя гармонируют, но не связаны между собой с необходимостью, те же героини, с теми же сложившимися взаимоотношениями, вполне безболезненно могли быть помещены в любую другую среду, и это не помешало бы раскрытию темы, которая и дала повод к написанию текста - "гомофобии гомосексуальной девушки".
Что касается первого слоя текста. Во-первых, текст стилизован "под паланика", это довольно распространенная манера письма, легкая в написании и употреблении:
Я говорю, захлебываясь нервным смехом:
- Стоило услышать приговор, чтобы за ним последовало признание.
Я говорю:
- Ты фригидная сука, которая разодрала меня на куски. Я тебе не игрушка.
Я говорю:
- Я люблю тебя, но ничего не понимаю. Это не игра. Это жизнь. Я готова бросить ради тебя все. Я готова жертвовать.
Я говорю:
- Пошла на хуй.
Я кричу.
Просто отличить по рубленым фразам, постоянным повторам, часто анафорическим, и нарочитой грубости. В тексте первые две из этих характеристик доведены если не до абсурда, то до очень близкого состояния: повторы встречаются практически в каждых двух соседних фразах, особенно в начале; каждые несколько абзацев (Режу картошку, намеренно громко стуча ножом. - Стучу ножом по доске, доска стучит по столу; Вдохнули-выдохнули, все хорошо.) и между частями (во второй парное к предыдущим: Он такой же громкий, как тот стук ножа днем. Ну, когда я резала морковку. - В висках бухает – бухать меньше надо, блядь! – тук-тук-тук! Как мой нож, когда я режу морковку.).
Другой обыгрываемый объект - неточность формулировок (Интересно, как правильно – шкурка от курицы или куриная шкурка? Или еще как-то? - Вокруг – фантики от конфет (конфетные фантики?).). Еще один - оригинальные, непроверяемые сравнения (Молдавский мускат пахнет мокрым веником. Я не пробовала мокрый веник на вкус, но, я думаю, он похож на молдавский мускат.). Стандартный язык фанфиков (Да, детка, да, мы обе с тобой слишком мало жили, но слишком много читали яойных фиков; мы знаем, что от таких захватов на коже остаются лунки.). Технология написания нц-сцен (...ты, потеряв равновесие, падаешь. Затылком – прямо мне на колени (важно уточнить, что я успела встать на колени, да?..).).
На стыке пародийной и событийной частей возникает интересный эффект: стилизация не полностью выведена за сюжет, а существует и в нем тоже, являясь в результате не только образом мыслей героини (что обращено к читателю), но и ее способностью к самоиронии (теперь она обращается к себе).
Сюжетообразующая история. Повествование ведется, как это уже, должно быть, понятно, от лица главной героини. Текст разбит на три части. Первая - вводная, описывает место действия и отношения между персонажами. Дана одна очень раздраженная главная героиня, готовящая суп, и вторая - очевидно, неотягощенная сильной этикой, что позволяет ей спокойно смотреть аниме, пока другие работают. Понятно, однако, что злость главной героини не может быть спровоцирована одной лишь несправедливостью в разделении труда.
Это начинает раскрываться с первых строк, когда героиня упоминает о "полунамеках" и "взглядах из-под ресниц" и становится окончательно ясно, когда она сравнивает себя с Орией - персонажем "Ями но Матсуи", аниме, которое как раз смотрит в этот момент вторая. Сила этого сравнения подчеркивается тем фактом, что героиня смотрела "Ями" пять раз, и, очевидно, оно является для нее в определенной мере значимым (просто знаковым или основным каноном, не так важно). Признаться, я смотрела аниме довольно давно, но из того, что вспомнилось и нагуглилось, соответствие следующее: Ория испытывает некие, возможно романтические и, очевидно, неразделенные чувства к Мураки, который пользуется дружбой Ории для покрытия каких-то своих темных дел, примерно так это и выглядит с позиции главной героини. Ситуация с мобильностью персонажей в каноне, насколько я помню, примерно та же, что и у девушек: пока Мураки носит неведомо где, Ория сидит в своем борделе и ждет - так же, как и главная героиня. Эти факты ее жизни, однако, выяснятся немного позднее.
Основное действие происходит во второй части. Здесь нам, во-первых, становится известно, что кроме аниме, ролевок и фандома, у девушек довольно мало общего. Во-вторых, вещь, наиболее раздражающая главную героиню, - равнодушие. В-третьих, на самом деле оказывается, что равнодушия как такового нет, но вторая героиня не может выразить свои чувства, да и вообще организовать их в своем поведении понятным первой героине способом (вторая вообще малоэмоциональна и немногословна) - и не хочет, поскольку считает их предосудительными, тем более предосудительными, что она уверена в их силе. В общем и целом - ситуация, не способствующая бесконфликтному развитию отошений.
Конфликт реализуется, когда главная героиня вынуждает вторую высказаться вслух, но остается не удовлетворена качеством признания. Более того, оне не понимает - или не хочет понять разъяснений второй, принимая это за издевательство, да и в целом находясь в состоянии аффекта и желая прекратить неприятную ситуацию. Она противоречит сама себе, сначала утверждая, что готова пожертвовать всем ради второй, а затем - требуя, чтобы та убралась из ее жизни. В итоге лучшего способа выхода, чем бегство, героиня не может придумать. Тем более неприятно это выглядит, что она сбегает из собственной же квартиры, не ущемляя комфорта второй, которой может оказаться некуда пойти до очередного поезда.
Возможно было бы найти скрытый смысл в том, что сбегает она к мужчине, но на мой взгляд, это вполне условность, только способствующая тому, что отношения главной героини с коллегой по фандому уникальны и значимы, она не может с легкостью заменить их на в целом аналогичную связь. Забирай главную героиню женщина, ситуация приобрела бы большую остроту - это означало бы, что вторая героиня может дать главной нечто не типового, а личного характера, от чего действительно нельзя было бы отказаться, и чего мы, однако, не видим в тексте. Таким образом, использование мужского персонажа оказывается удобнее.
Текст завершается "эпилогом" - иным по стилю (цитата из аськи) куском, задача которого - превратить все, описываемое в предыдущих двух частях в замкнутый круг - не по композиции, а по событиям. Есть такая расхожая логическая загадка - что будет, если Всеразрушающее Ядро столкнеся с Ничем Не Разрушимой Стеной? Один из ответов на нее, позволяющий избежать противоречия - столкновение Ядра со Стеной займет бесконечное количество времени. В тексте мы также видим неразрешимые противоречия, как внутри каждой из героинь: зависимость и ненависть-усталость первой и гомофобия и влюбленность второй, - так и в отношениях между ними. И, как и в загадке, выход из них - в отсутствии результата, бесконечном процессе взаимодействия, который заставляет совершать их бесполезные и алогичные, эмоционально и физически выматывающие поступки, мучиться, но продолжать, продолжать и продолжать.
Автор поступил ловко. В целом текст приятен, нелюбители Паланика всегда могут вспомнить про иронию, любители порадуются, а не знакомые со стилем - не обратят внимания. Читатель сам может решить, что захочет увидеть в тексте - историю серьезных, выматывающих отношений, стеб про фандом или органичное сочетание того и другого.
@темы: Femslash
В общем, прочтение настолько отличное от моего, что я даже бросилась проверять - а правильную ли ссылку я дала в заявке, не перепутался ли текст. Нет, не перепутался.
Ну начиная с пункта про стёб - я как-то вообще ничего весёлого в этом тексте не увидела, наоборот, меня лично он зацепил своей жизненной правдивостью - и весьма унылой правдивостью.
Это рассказ о нездоровых отношениях. Главная героиня, от лица которой идёт рассказ, действительно живёт в фандомном мире, и постоянно что-то пишет-играет, но её эта жизнь уже достала - хочется реальной жизни, реального секса, а не мозгоёбства, реальной любви, а не бесконечных игр.
И ничего. В ответ лишь бессмысленные красивые фразы, пустой пафос, которым вторая героиня отгораживается от близости. Её-то, вторую, всё устраивает как есть - отсутствие реальных отношений, жизнь в выдуманном мире. Я не думаю, что у неё есть какое-то чувство любви по отношению к первой. Единственное чувство, которое есть, и которое первая отметила резанувшей меня фразой - это страх. У тебя нет и не было даже этого. Одних боишься, вторых не хочешь. Страх перед мужчинами, женщинами, реальными отношениями - и сознательно выбранная пустота.
И это ужасно, потому что правда - потому что я то же самое вижу, вживую вижу среди своих фандомных знакомых.
Первая героиня мается, хочет чего-то добиться - но она не там ищет. И где-то за кадром болтается мужчина, которого, видимо, в свою очередь точно так же используют для своих игр, для запасного варианта, для построения хотя бы мнимого благополучия, но желательно без реальных отношений.
В своё время меня этот текст просто резанул по нервам - опять же, вспомнились и некоторые моменты из моей реальной жизни. И ощущение главное было - слава богу, что я во что-то подобное не втянулась, не играю в эти бесплодные игры. Хотя могла бы.
Ну, в общем, на мои кнопки этот текст нажал, а на Ваши, выходит - нет.
так стеб это не обязательно весело; ну он действительно пародиен по форме
Действительно, мы очень по разному видим героинь; но наверняка это вплоть до различия в характерах - первая вот мне неприятна, чего бы она ни хотела добиться и как бы справедливы не были ее желания; а вот в чувства второй я вполне верю, просто потому что готова представить, как это, в основном именно поэтому, текст нам на это особо не указывал, я ему так, на слово поверила
Может, оно и к лучшему - скорее всего, ничего подобного в Вашей жизни или в жизни Ваших знакомых нет, и не надо.
Пожалуй что так