понедельник, 07 декабря 2009
Juxian Tang «Мой уходящий друг»juxian.slashcity.net/drug.htmlпо заявке
Джона Диавтор
ЛиннелС любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг…
(с) Александр Кочетков
Рецензию на фик автора, давно ставшего классиком фандома, писать приятно. Не приходится отвлекаться на оценку качества написанного, а догмы канона теряют свой приоритет на фоне по-настоящему живых характеров персонажей. Можно сразу же, не отвлекаясь, переходить к самой сути текста.
Но, именно с проникновением в суть, и начинаются первые сложности. В том и отличие талантливого произведения, что суть может быть настолько многогранной, насколько и уровень восприятия любого из читателей.
Далее ПХФ (Пафосный Художественный Флуд))
Наверное, все произведения Джаксиан отличает известный прием давления на психику посредством жалости. Но, всякий раз, этот прием умудряется выглядеть совершенно не банальным… и вновь и вновь слова цепляют за живое, заставляя задуматься о том, от чего всегда сжимается сердце. Через боль – к искренним чувствам, и никак иначе. Очищаясь этой болью, чтобы достигнуть просветления и увидеть главное.
Скажу сразу, это стоит читать, только если есть желание заглянуть жизни в лицо и не побояться в этом зеркале бегущих дней вдруг увидеть и свое отражение.
Итак, нам предстоит познакомиться с очередной историей любви Рауля и Катце. Вернее, с тем, что могло бы быть их любовью и, возможно, даже счастьем, если бы они сами дали шанс этому осуществиться.
«- Прости, - говорит он. - Я струсил.
Мы струсили... Но могло ли быть иначе? После того, что произошло с Ясоном и Рики...»
Вопрос морали этой басни лежит на поверхности, тем не менее, не теряя при этом своей актуальности.
Когда приходит время подводить черту, чтобы оглянуться на прожитое, и понять, что в общем-то ничего и не было, нужное не сделано, а самое ценное потеряно безвозвратно, то уже не имеют смысла оправдания, не важно кто прав, кто виноват. Остается один голый факт – ничего изменить нельзя.
Цена, которую надо заплатить, сделав нужный выбор – есть всегда. Платить ее или нет, каждому решать самому. Другой вопрос, что при несделанном выборе цена оказывается не в пример больше.
Обстоятельства разъединяют судьбы, преграды слишком велики, разумное решение вернее, чем решение сердца? Что реальнее на самом деле? Что сильнее – желания или препятствия?
«И все это было. Было - касался кончиками пальцев уголка шрама. Целовал губы, у которых был вкус никотина - и нравилось, кто бы мог подумать, чистюля Рауль. И была радость, что эти губы отвечают, что это тело подается ему навстречу, что пальцы охотно переплетаются с его пальцами. Такой радости Рауль никогда раньше не знал - не представлял, что она возможна.»
Лично на меня этот текст произвел двоякое впечатление. Начиная писать рецензию, я основывался на давних воспоминаниях о прочтении фика и отношения между Катце и Раулем обрисовывались однозначно. Перечитав же по второму разу, я начал сомневаться. А была ли сама любовь? Или она только могла бы вырасти из первых неумелых, но таких ярких чувств?
«Он помнил, как они сидели в полутьме, и в руке Катце дымилась сигарета - и молчание между ними было густым, как патока - но только в таком молчании могло сформироваться мучительное, необходимое, единственно верное решение... Так им тогда казалось.»
Рауль слишком блонди, слишком осторожен, ему сложно определить для себя действительно важный приоритет, тот, который в итоге будет иметь наибольшую ценность. Он слаб, зависим от правил, привитых системой.
А у Катце свой статус, свои ограничения, он не настаивает ни на чем, фактически, отдавая Раулю право решать за двоих.
Были ли шансы? Стоило ли бороться?
Первая реакция – да, непременно были, надо было пытаться, как же можно взять и отказаться от всего? Побоялись, не сумели, прикрыли свое малодушие рациональностью решения. Какие правила? Любовь правит без правил. Но, как известно, легко делать верные выводы за других.
«Вот только - и от этой мысли Рауль чувствует, как его слюна становится такой горькой, что не сглотнуть - можно было и раньше. Уже два года, с тех самых пор, как Юпитер не стало. И даже еще до этого. Можно было. Можно было рискнуть, попытаться. Но - не рискнули. Не сделали. Ни один из них.»
Одна ошибка никогда не приводит к фатальному исходу, нам всегда дается шанс исправить ее, и обычно мы этим шансом не пользуемся. Рауль и Катце не исключение. Такое количество зря потерянного времени, кажется удивительной глупостью, особенно по сравнению с неверно принятым решением. Но не всегда проблемой являются внешние обстоятельства. Пусть уже не было риска, не было Юпитер, но что на самом деле мешало встретиться этим двоим теперь?
И тут возникает известный вывод – никто не может помешать нам, кроме нас самих. Наши страхи, сомнения – это и есть то, за счет чего в итоге складывается картина жизни.
«- Да, все могло быть по-другому, я знаю. Но кто знает, может быть, и не могло бы. Мы получили именно то, что заслужили. И разве этого было так мало? И сейчас - ты здесь, вот что имеет значение. Когда-то я даже не мог себе представить, что мне - такому, как я - жизнь может дать так много.»
Катце… возьму на себя смелость утверждать, что он любил Рауля сильнее. В фике мало описываются его переживания во время десятилетней разлуки, но одной этой фразы вполне хватает, чтобы понять, насколько он ценил каждую секунду общения с Раулем и насколько он не был уверен в ответных чувствах. Только перед смертью он позволяет себе смотреть на Рауля так, как всегда хотел – влюблено, жадно, не боясь обидеть того своим обожанием. Возможно, дай он себе право на большее, Раулю не пришлось бы плакать.
«Но все эти десять лет он был уверен, что у него будет время. Наверное, поэтому он не спешил. Что когда-нибудь - когда он захочет - ему останется только протянуть руку и взять.»
Рауль… тот, которому было не настолько важно, который мог позволить себе подождать еще и еще, а любил ли он вообще? Может показаться, что нет, но снова не все так просто.
«Потом стало менее больно. Потом Рауль все реже стал просыпаться с желанием разбить что-нибудь об стену - вазу, свои руки или голову - лишь бы забыть о том, что ему опять снилось, как все могло бы быть, если бы... Все проходит. Все забывается, замыливается рутиной. Рауль жил - как и раньше, работал, выполнял свои обязанности.»
Любил. Слишком больно было в начале, а с этим нельзя жить постоянно. Вот тут и проявляется самое страшное, имхо. Время и страхи превращают и без того рационального Рауля в духовного импотента. Болезнь Катце становится своего рода катализатором, возрождающим чувства Рауля к жизни, но только для того, чтобы тот снова окунулся с головой в омут боли. Если бы не это, Рауль мог бы и не понять, что именно он потерял.
Раулю тут определено не позавидуешь. Он творец собственной судьбы, но и винить его в чем-то «рука не поднимается». Ему и так слишком плохо.
Почему-то, вспоминается фик того же автора «Конец Игры», который кажется намного более милосердным. Не смотря на то, что там пришлось пережить Раулю, его дальнейшая судьба, вернее, их совместная судьба с Катце, видится более чем перспективной. Эти двое еще будут счастливы, у них впереди еще много лет за которые они успеют привыкнуть друг другу, понять недосказанное, забыть худшее и создать новое. Всем этим они обязаны лишь одному – правильному выбору Катце.
Возвращаясь к «Уходящему другу» – в исходнике более мирная картина, намного больше перспектив, но неправильное решение меняет все, в итоге оставляя Рауля в полном одиночестве и безысходности. Не остается никаких шансов, даже в шапке фика черным по белому проставлено «смерть персонажа». Что для Катце смерть физическая, то для Рауля - моральная. На этом фоне последнее слово «Увидимся», сказанное Катце, выглядит насмешкой судьбы.
Остается отдать дань логике и сделать выводы. Стоит ли? Я могу сказать лишь то банальное, что обычно говорят в таких случаях (см. эпиграф). А в остальном, пусть каждый решает за себя сам, а жизнь легко решит за нас то, чего мы решить не сумели.
«- До скорой встречи, - говорит Рауль, сам не зная, что это должно значить. И Катце приподнимает руку и улыбается.»
…Надежда умирает последней? Ведь смерть это еще не конец.
Абсолютно с вами согласна. Спасибо за замечательные слова!
Пожалуй, да, это не анализ текста, это мысли по поводу. Эмоционально это произведение куда сложнее. И... как бы это сказать... болезненнее. Перечитывая, поймал себя на том, что сопереживаю и мучаюсь теми же проблемами, что и герои.
AlanWest,
Уррк, приятно
Тебе идет урчавость, ой нимагу))
Идет, значит? (задумалсо) Но пух все равно - ты
А ты Уль)))
А то хто ж))))
А мне остается только ППКС-нуть под каждый словом его рецензии и сказать ему -