Отзыв на фанфик Stace Layere и Келайна «Совесть», по заявке Stace Layere.
читать дальшеТема сумасшествия – она из самых сложных тем. С одной стороны, сложно описать ситуацию достоверно. Читатель может скептически пожать плечами, сказать «не верю!» и закрыть текст. С другой стороны, если описание потери разума автору удалось, то не факт, что читатель прочтёт текст до конца. Наоборот, при хорошо переданном сумасшествии шанс того, что текст перестанут читать – выше. Людям в большинстве случаев легче сделать над собой усилие и прочесть рассказ о физическом насилии или шокирующих отношениях, нежели над насилии над разумом.
Этот текст был написан на одну из заявок по «кинк-фест», где по заданию требовалось показать отношения отца и дочери. Авторы решили показать это в виде «пропущенной сцены», где заключённую в башню Анору навещает призрак казнённого Логейна. Вначале по ночам, во сне. Потом – наяву. Призрак Логейна не мучает Анору, не взывает к её совести, не укоряет. Просто находится рядом. Анора сама обвиняет призрака, она кричит на него, она не понимает, почему он приходит, чего он от неё хочет, она путается в снах и яви, прошлом и настоящем, медленно теряя разум.
Могут ли сны или даже призраки свести с ума? Вряд ли, если совесть чиста. А чувство вины за совершённое предательство? Легко.
Во-первых, я считаю, что такое развитие событий возможно. Такую женщину как Анора, действительно могла замучить совесть от совершенной ошибки.
Анора крайне любопытный персонаж. Её с малолетства готовили в супруги Кайлану, она в 24 года взяла на себя управление страной и твердой рукой правила свободолюбивым и взбалмошным Ферелденом. Если у вас нет аллергии на Лукьяненко, я бы назвал её «королева-спец». Просчитывающая все варианты, держащая в узде эмоции, готовая выйти замуж за человека, которого впервые видит, предать единственного родного человека – если это позволит её сохранить корону. Сценаристы даже наделили её умением врать персонажу игрока и предавать его, если она сочтёт это нужным. Но делает она это не из жажды власти, а сугубо ради блага Ферелдена. В этом варианте развития событий она проиграла. Она предала Логейна в обмен на поддержку Алистера и была обманута им и Стражем.
Нельзя сказать, что в рассказе Анора и Логейн выписаны с полных совпадением характеров. Можно ли это оправдать тем, что оригинальный психологический портрет Аноры выписан скудно, и что Логейн в зарисовке показан через призму разрушающего сознания Аноры? Можно. К примеру, я вообще ни разу не видел достоверно описанную Анору, кроме единственной зарисовки. Но, как мне кажется, авторы просто не любят Ферелденскую розу, сознательно изменяют её образ, что бы показать её беспомощной.
В рассказе не хватает мучительного мысленного переигрывания Собрания Земель в ключе: «Если бы я не согласилась… Если бы я только не согласилась... Мои три голоса плюс голос Сеорлика, плюс голос отца, тогда баннорны…».
ИМХО, это больше бы подчеркнуло название фика и генезис сводящего с ума Анору чувства вины. Что предательство отца было не только ошибочным решением, что оно вообще было не нужным. Без этого до прочтения фразы «Я этого не хотела» кажется, что мучает Анору не совесть, а банальное одиночество и острая обида на отстранение от власти.
Хорошо ли показали авторы, как Анора сходит с ума? Как мне кажется - да. Прирождённая манипулятор, разыгравшая по нотам все действия Стража, с лёгкостью избавившаяся от опасного союзника чужими руками и совершившая ровно одну ошибку. Всю свою жизнь быть связанной со страной и собственными руками разрушить эту связь… По неволе на ум приходят крылатые высказывания «Лучший в мире мозг ржавеет без дела» и «Сон разума рождает чудовищ».
В целом мне нравится стиль рассказа, его ритм. Детали, которые, казалось бы, незначительны, придают фактурности узнице и её невидимому палачу. Текст визуален сам по себе. Не могу сказать, целенаправленно ли авторы добивались этого результата, но при вдумчивом прочтении хочется говорить не «метафора» и «аллюзия», а «монтаж» и «наплыв камеры».
Но.
Но у этой «визуальности» есть свои минусы. Человек 85% всей информации получает через визуальный канал. Любые огрехи в таком тексте воспринимаются гипертрофированно, они бросаются в глаза, как «ляпы» в фильмах. Мелькнувшие на четверть секунды часы на руке римского легионера; мгновенно высохшая и снова намокшая рубашка героя; царапина, «ползающая» по лицу от сцены к сцене… Это не несёт никакой смысловой нагрузки, но выдёргивает зрителя из очарования сказкой. Любой «ляп» словно тормошит – эй, это всё ненастоящее, очнись! И очарование развеивается, не надолго, но всё же.
То Логейн гладит волосы дочери рукой, то выясняется, что он в латах. То в узком окошке узницы «виден только кусочек неба», то выясняется, что Анора «распахнула ставни и уселась на подоконник. Взор её устремился к полям и лесам, недосягаемым для неё...»
Если подчёркивается, что «дверь приоткрывается, ровно настолько, чтобы в нее мог заглянуть встревоженный стражник», зачем строкой ниже заставлять его топтаться на пороге? Если слова призрака, звучащие в сознании Аноры выделены курсивом, то почему нельзя было вычитать фик до конца, что бы речь Логейна везде была курсивная? Текст не настолько объёмен, что бы это представляло трудность.
Да и вопрос - надо ли так выделять речь?
В целом, мне бы хотелось, что бы это текст был проработан чуть тщательнее. Чтобы среди вкусных деталей не прятались штампы вроде «седых, как лунь стражников» и «слёз, чистых, как горный хрусталь». Авторы, ремарка в сторону: вы горный хрусталь видели? Не искусственно выращенные кристаллы, которые у нас продают под этим торговым знаком, а нормальный хрусталь. Он мутноват. У Аноры воспалены глаза? Или вы хотели показать, что слёзы сверкают, подобно…? Ага, только Анора в этой сцене стоит попой кверху и слёзы капают на пол. Каменный.
Хотелось бы, чтобы в тексте больше реалистичных деталей – ведь тема содержания под стражей лиц, равных по положений нашей Аноре, довольно широко освещена в классической литературе. Иначе сложно читать текст и заставлять себя не видеть в нарушении протокола обоснование того, что сводят Анору с ума не муки совести, а чья-то интрига – дабы устранить потенциально опасную претендентку на трон.
Но боюсь, если добавить реализма, финал бы получился куда менее драматичный. Да и фанфик был бы о другом.
читать дальшеТема сумасшествия – она из самых сложных тем. С одной стороны, сложно описать ситуацию достоверно. Читатель может скептически пожать плечами, сказать «не верю!» и закрыть текст. С другой стороны, если описание потери разума автору удалось, то не факт, что читатель прочтёт текст до конца. Наоборот, при хорошо переданном сумасшествии шанс того, что текст перестанут читать – выше. Людям в большинстве случаев легче сделать над собой усилие и прочесть рассказ о физическом насилии или шокирующих отношениях, нежели над насилии над разумом.
Этот текст был написан на одну из заявок по «кинк-фест», где по заданию требовалось показать отношения отца и дочери. Авторы решили показать это в виде «пропущенной сцены», где заключённую в башню Анору навещает призрак казнённого Логейна. Вначале по ночам, во сне. Потом – наяву. Призрак Логейна не мучает Анору, не взывает к её совести, не укоряет. Просто находится рядом. Анора сама обвиняет призрака, она кричит на него, она не понимает, почему он приходит, чего он от неё хочет, она путается в снах и яви, прошлом и настоящем, медленно теряя разум.
Могут ли сны или даже призраки свести с ума? Вряд ли, если совесть чиста. А чувство вины за совершённое предательство? Легко.
Во-первых, я считаю, что такое развитие событий возможно. Такую женщину как Анора, действительно могла замучить совесть от совершенной ошибки.
Анора крайне любопытный персонаж. Её с малолетства готовили в супруги Кайлану, она в 24 года взяла на себя управление страной и твердой рукой правила свободолюбивым и взбалмошным Ферелденом. Если у вас нет аллергии на Лукьяненко, я бы назвал её «королева-спец». Просчитывающая все варианты, держащая в узде эмоции, готовая выйти замуж за человека, которого впервые видит, предать единственного родного человека – если это позволит её сохранить корону. Сценаристы даже наделили её умением врать персонажу игрока и предавать его, если она сочтёт это нужным. Но делает она это не из жажды власти, а сугубо ради блага Ферелдена. В этом варианте развития событий она проиграла. Она предала Логейна в обмен на поддержку Алистера и была обманута им и Стражем.
Нельзя сказать, что в рассказе Анора и Логейн выписаны с полных совпадением характеров. Можно ли это оправдать тем, что оригинальный психологический портрет Аноры выписан скудно, и что Логейн в зарисовке показан через призму разрушающего сознания Аноры? Можно. К примеру, я вообще ни разу не видел достоверно описанную Анору, кроме единственной зарисовки. Но, как мне кажется, авторы просто не любят Ферелденскую розу, сознательно изменяют её образ, что бы показать её беспомощной.
В рассказе не хватает мучительного мысленного переигрывания Собрания Земель в ключе: «Если бы я не согласилась… Если бы я только не согласилась... Мои три голоса плюс голос Сеорлика, плюс голос отца, тогда баннорны…».
ИМХО, это больше бы подчеркнуло название фика и генезис сводящего с ума Анору чувства вины. Что предательство отца было не только ошибочным решением, что оно вообще было не нужным. Без этого до прочтения фразы «Я этого не хотела» кажется, что мучает Анору не совесть, а банальное одиночество и острая обида на отстранение от власти.
Хорошо ли показали авторы, как Анора сходит с ума? Как мне кажется - да. Прирождённая манипулятор, разыгравшая по нотам все действия Стража, с лёгкостью избавившаяся от опасного союзника чужими руками и совершившая ровно одну ошибку. Всю свою жизнь быть связанной со страной и собственными руками разрушить эту связь… По неволе на ум приходят крылатые высказывания «Лучший в мире мозг ржавеет без дела» и «Сон разума рождает чудовищ».
В целом мне нравится стиль рассказа, его ритм. Детали, которые, казалось бы, незначительны, придают фактурности узнице и её невидимому палачу. Текст визуален сам по себе. Не могу сказать, целенаправленно ли авторы добивались этого результата, но при вдумчивом прочтении хочется говорить не «метафора» и «аллюзия», а «монтаж» и «наплыв камеры».
Но.
Но у этой «визуальности» есть свои минусы. Человек 85% всей информации получает через визуальный канал. Любые огрехи в таком тексте воспринимаются гипертрофированно, они бросаются в глаза, как «ляпы» в фильмах. Мелькнувшие на четверть секунды часы на руке римского легионера; мгновенно высохшая и снова намокшая рубашка героя; царапина, «ползающая» по лицу от сцены к сцене… Это не несёт никакой смысловой нагрузки, но выдёргивает зрителя из очарования сказкой. Любой «ляп» словно тормошит – эй, это всё ненастоящее, очнись! И очарование развеивается, не надолго, но всё же.
То Логейн гладит волосы дочери рукой, то выясняется, что он в латах. То в узком окошке узницы «виден только кусочек неба», то выясняется, что Анора «распахнула ставни и уселась на подоконник. Взор её устремился к полям и лесам, недосягаемым для неё...»
Если подчёркивается, что «дверь приоткрывается, ровно настолько, чтобы в нее мог заглянуть встревоженный стражник», зачем строкой ниже заставлять его топтаться на пороге? Если слова призрака, звучащие в сознании Аноры выделены курсивом, то почему нельзя было вычитать фик до конца, что бы речь Логейна везде была курсивная? Текст не настолько объёмен, что бы это представляло трудность.
Да и вопрос - надо ли так выделять речь?
В целом, мне бы хотелось, что бы это текст был проработан чуть тщательнее. Чтобы среди вкусных деталей не прятались штампы вроде «седых, как лунь стражников» и «слёз, чистых, как горный хрусталь». Авторы, ремарка в сторону: вы горный хрусталь видели? Не искусственно выращенные кристаллы, которые у нас продают под этим торговым знаком, а нормальный хрусталь. Он мутноват. У Аноры воспалены глаза? Или вы хотели показать, что слёзы сверкают, подобно…? Ага, только Анора в этой сцене стоит попой кверху и слёзы капают на пол. Каменный.
Хотелось бы, чтобы в тексте больше реалистичных деталей – ведь тема содержания под стражей лиц, равных по положений нашей Аноре, довольно широко освещена в классической литературе. Иначе сложно читать текст и заставлять себя не видеть в нарушении протокола обоснование того, что сводят Анору с ума не муки совести, а чья-то интрига – дабы устранить потенциально опасную претендентку на трон.
Но боюсь, если добавить реализма, финал бы получился куда менее драматичный. Да и фанфик был бы о другом.
@темы: Dragon Age
достоверно описанную Анору, кроме единственной зарисовки
Это где?
межтем, фик мне понравился, зацепил в свое время, да.
Учитывая редкую тематику, ему можно простить многое.
Просто многое при многократном прочтении вылезает.
Хотя, если выставляешь текст на обозренине
растерзание, ну причеши да выложи отдельно.Soul of Light
в одной юмористической, но там этой Аноры - с десяток строк, легко удержаться в рамках.
рецензия тоже весьма неоднозначна, вдохновила кинематографическая часть) оч тепло воспринял про собрание земель
это не рецензия, отзыв скорее.
читать дальше