I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
"По другую сторону тепла", автор Friyana, ГП/ДМ, ангст/драма, по заявке s.prince
читать дальше
Я, знаете, сама виновата. Нечего было заявлять, что могу все. Поэтому мне и досталось то, что я могу меньше всего на свете – макси, гарридрака, романс.
Нет, там в шапке стоит драма/ангст, но я считаю, что автор себе польстил.
Однако не будем забегать вперед, пойдем по порядку.
Дорогие, дорогие фикрайтеры! Никогда – никогда не пишите фики, особенно макси, во втором лице. Как бы ни хотелось вам большего лиризма, близости со своим героем или проникновения в читательские души – не пишите. Удержитесь в спокойном третьем, или уж прыгайте в личное первое. Но второе – нельзя.
Иначе, каким бы гением стиля вы не были, у вас получится так:
«Меня ждала», — догадался ты, пытаясь осторожно пробраться мимо девушки в спальню.
Или так:
— Гарри? — услышал ты голос Рона.
«Рон!!!» — Ты попытался заорать, но губы почему-то не слушались, словно все твое тело за ночь превратилось в камень.
Или так:
— Я устал… — шепчешь ты. И, вцепившись руками в волосы, выдыхаешь со стоном, кричишь прямо в небо: — Как же я устал…
Тем более, что выдержать такое повествование до конца не может не только читатель, но и сам автор, уже во второй главе сбиваясь на старое доброе третье лицо. Так может, не надо было и начинать?
Впрочем, не только форма подвержена здесь авторскому произволу – содержание не отстает.
Когда я читала фик, я все время пыталась представить себя гарридрачником. То есть поставить себя на место человека, которому не просто нравятся эти герои, а который хочет непременно видеть их вместе. И, попутно, все время удивлялась – неужели тем, кто любит Драко Малфоя, непременно нужно, чтобы он из не слишком сильного, вздорного и заносчивого подростка (в каноне) превратился в Слизеринского Принца, со стальным взглядом и трагической Стихийной магией? Неужели тот, канонный, счастья не достоин?
Ну, хорошо, наверное, Драко как положительный персонаж – неизбежный ООС, но почему надо совершенно немотивированно унижать других персонажей канона? Гермиона и Рон при первом же их действенном появлении – лгуны и вздорные забияки.
Гарри говорил, а сам все смотрел на девушку, мучительно пытаясь найти в ее лице хоть тень прежней Гермионы Грэйнджер. Теней не наблюдалось.
Это весьма точное и откровенное авторское определение. Ни тени канонных героев.
Гарри тоже ООС, но у него там некая таинственная Стихийная магия бурлит, поэтому тут я без претензий. Ну, знаете, как в магической энце случаются чудеса анатомии, так и тут – чудеса психологизма.
Но, однако, мне за Гарри, да и за других героев саги, не стало обидно или больно. Чтобы поверить, что это не только герои ГП, но вообще – герои, а не культурные коды, обозначающие некие константы в воображении автора (холодный и трагичный Малфой, не менее трагичный, хотя и проигрывающий первому в уме, Гарри, манипулятор-Дамблдор, ИСЛ и проч.) – никак не получается. Диалоги между героями совершенно беспомощны:
— Когда мы успели превратиться в это, Герм? — спросил он. — Посмотри на себя. Ты выбираешь сценарий истерики, которая заткнет мне рот — вместо того чтобы поговорить со мной, как друг, и попытаться меня понять.
— Ты просто не понимаешь, как много поставлено на карту… — прошептала Гермиона, закрыв лицо руками. Гарри подумал, что, возможно, ее новой ипостаси слишком тяжело так долго смотреть кому-то в глаза.
Зато в тексте много разнообразной магии. «Психологической». Как раз такой, которая приходит на помощь, если автор не справляется с созданием живых характеров и занимательного личностного сюжета.
Тут я не могу удержаться от того, чтобы не задать сакраментальный школярский вопрос: О чем этот текст?
Это текст о страданиях. На протяжении всего фика автор убеждает читателя, что героям больно. Он даже капс локом выделяет это слово: БОЛЬ.
И в самом деле, страдания чувствуются, читаешь – и больно. Правда, не за героев, а за несчастных читателей, которые в такое раскрашенное кичовое матрешество верят.
Слова глубокоуважаемого Президента взяты мной в эпиграф не случайно – это наглядный пример того, как слова Овидия от частого употребления стали расхожей пошлостью, так что самого Овидия уже никто и не вспоминает. В прочитанном мной тексте тоже никто не помнит о книгах Ролинг, подлинной любви, истинной дружбе – нам предлагают суррогат, желудевый кофе.
читать дальше
Желудевый кофе
Как известно, искусство смягчает нравы, а сейчас это актуально, как никогда.
Д. Медведев (Президент РФ)
Д. Медведев (Президент РФ)
Я, знаете, сама виновата. Нечего было заявлять, что могу все. Поэтому мне и досталось то, что я могу меньше всего на свете – макси, гарридрака, романс.
Нет, там в шапке стоит драма/ангст, но я считаю, что автор себе польстил.
Однако не будем забегать вперед, пойдем по порядку.
Дорогие, дорогие фикрайтеры! Никогда – никогда не пишите фики, особенно макси, во втором лице. Как бы ни хотелось вам большего лиризма, близости со своим героем или проникновения в читательские души – не пишите. Удержитесь в спокойном третьем, или уж прыгайте в личное первое. Но второе – нельзя.
Иначе, каким бы гением стиля вы не были, у вас получится так:
«Меня ждала», — догадался ты, пытаясь осторожно пробраться мимо девушки в спальню.
Или так:
— Гарри? — услышал ты голос Рона.
«Рон!!!» — Ты попытался заорать, но губы почему-то не слушались, словно все твое тело за ночь превратилось в камень.
Или так:
— Я устал… — шепчешь ты. И, вцепившись руками в волосы, выдыхаешь со стоном, кричишь прямо в небо: — Как же я устал…
Тем более, что выдержать такое повествование до конца не может не только читатель, но и сам автор, уже во второй главе сбиваясь на старое доброе третье лицо. Так может, не надо было и начинать?
Впрочем, не только форма подвержена здесь авторскому произволу – содержание не отстает.
Когда я читала фик, я все время пыталась представить себя гарридрачником. То есть поставить себя на место человека, которому не просто нравятся эти герои, а который хочет непременно видеть их вместе. И, попутно, все время удивлялась – неужели тем, кто любит Драко Малфоя, непременно нужно, чтобы он из не слишком сильного, вздорного и заносчивого подростка (в каноне) превратился в Слизеринского Принца, со стальным взглядом и трагической Стихийной магией? Неужели тот, канонный, счастья не достоин?
Ну, хорошо, наверное, Драко как положительный персонаж – неизбежный ООС, но почему надо совершенно немотивированно унижать других персонажей канона? Гермиона и Рон при первом же их действенном появлении – лгуны и вздорные забияки.
Гарри говорил, а сам все смотрел на девушку, мучительно пытаясь найти в ее лице хоть тень прежней Гермионы Грэйнджер. Теней не наблюдалось.
Это весьма точное и откровенное авторское определение. Ни тени канонных героев.
Гарри тоже ООС, но у него там некая таинственная Стихийная магия бурлит, поэтому тут я без претензий. Ну, знаете, как в магической энце случаются чудеса анатомии, так и тут – чудеса психологизма.
Но, однако, мне за Гарри, да и за других героев саги, не стало обидно или больно. Чтобы поверить, что это не только герои ГП, но вообще – герои, а не культурные коды, обозначающие некие константы в воображении автора (холодный и трагичный Малфой, не менее трагичный, хотя и проигрывающий первому в уме, Гарри, манипулятор-Дамблдор, ИСЛ и проч.) – никак не получается. Диалоги между героями совершенно беспомощны:
— Когда мы успели превратиться в это, Герм? — спросил он. — Посмотри на себя. Ты выбираешь сценарий истерики, которая заткнет мне рот — вместо того чтобы поговорить со мной, как друг, и попытаться меня понять.
— Ты просто не понимаешь, как много поставлено на карту… — прошептала Гермиона, закрыв лицо руками. Гарри подумал, что, возможно, ее новой ипостаси слишком тяжело так долго смотреть кому-то в глаза.
Зато в тексте много разнообразной магии. «Психологической». Как раз такой, которая приходит на помощь, если автор не справляется с созданием живых характеров и занимательного личностного сюжета.
Тут я не могу удержаться от того, чтобы не задать сакраментальный школярский вопрос: О чем этот текст?
Это текст о страданиях. На протяжении всего фика автор убеждает читателя, что героям больно. Он даже капс локом выделяет это слово: БОЛЬ.
И в самом деле, страдания чувствуются, читаешь – и больно. Правда, не за героев, а за несчастных читателей, которые в такое раскрашенное кичовое матрешество верят.
Слова глубокоуважаемого Президента взяты мной в эпиграф не случайно – это наглядный пример того, как слова Овидия от частого употребления стали расхожей пошлостью, так что самого Овидия уже никто и не вспоминает. В прочитанном мной тексте тоже никто не помнит о книгах Ролинг, подлинной любви, истинной дружбе – нам предлагают суррогат, желудевый кофе.
@темы: Гарри Поттер
Классный отзыв!
но все равно — спасибо. мне жаль, что я невольно обрекла тебя на такие страдания.)
может быть нам предлагали как раз увидеть что это суррогат?)
Чай с жасмином я вот сейчас на собственном опыте убеждаюсь, что острый фан застит глаза, и многое-многое тексту прощается. Поэтому, наверное, было бы справедливо на этот фик смотреть более снисходительно, как на многие другие фандомные тексты.
Но у меня не вышло))))
donna_Isadora
Честно говоря, ни за что не вспомнила бы в каком лице написан фик, т. к. одолела только одну главу...
Конечно, это скорее оридж, чем фик по ГП, но меня соответствие канону не интересует совершенно.
toma-km как оридж это еще ужаснее.
Hateless да, у меня не возникнет совершенно точно, увы)))
У меня было то же самое впечатление.
Ух ты, спасибо!)))
toma-km Мне нравятся вторая и третья части, где отлично прописан мир, школа, множество новых персонажей. И стиль там совсем другой, видно, что автор вырос. Правда, вторая и третья части обычно не нравятся гарридрачникам
И людям, которых задалбывает, авторское "я знаю, как надо жить и теперь могу позволить себе рассказать об этом без ГП"
Ну и еще всякое...
Заранее предупреждаю ответные претензии - о рецензируемом фике я сужу не как гарридрачник и никакой "фан" мне в данный момент ничего не застит.
evenover соглашусь с Вами. Я, действительно, сознательно игнорировала "историю фандома", а просто читала это как текст. Да, наверное, современный читатель только посмеется, если ему дать всерьез, вне исторического контекста, читать прозу 18 века, например. Но он, читатель, вправе так же и знать, что из себя эти тексты представляют именно как тексты - неумелый психологизм, корявый язык, навязчивое морализаторство и т.п. Этого ни один нормальный историк литературы скрывать не будет. Поэтому мне странно желание фандома умолчать об истинной художественной ценности своих "корней", как будто бы от этого они перестанут быть почитаемы как "корни".
Представим себе неофита в фандоме (а я именно так и прочитала этот фик, как неофит-гарридрачник), которому говорят - вот соль земли, вот на что надо ориентироваться, не объясняя про "100 лет в реальной литературе" - он будет шокирован и обескуражен. Именно это эмоциональное состояние и отразилось в моем отзыве.
Спасибо за ваше мнение.
я вовсе не советовала вам умалчивать о художественной ценности "корней", не передергивайте, но раз вы ничего кроме корявостей не нашли или не сочли нужным заметить, то это говорит о вас, а не о рецензируемом тексте
в качестве рецензии на этот текст хотелось видеть не панегирик восторженного почитателя, а нормальный разбор, который этим фиком уже вполне заслужен, но раз вы не можете, то вопросов нет
неужели при анализе фика учитывать время его написания, тогдашнее место в фандоме и нынешнее, новизну содержания и формы на тот момент и сейчас стало необязательно?
Я лично и в 2006 году не заметила особой новизны (ну ангст, ну дамбигад, и ещё какая-то левая магия...), и не пять, но четыре года только пожимаю плечами, озадачиваясь чем этот фик привлекает внимание.
Не претендую на абсолютную истину, напротив, место в фандоме, так место в фандоме, просто хочу отметить, что низкую оценку фика нельзя объяснить только фактором времени.
это было выступление Кэпа? я с ним не спорю никогда
Enola_hey, хорошо помогает мантра "у всех есть свои маленькие слабости")) когда об это перестаешь спотыкаться все идет как по маслу)
Мне мои маленькие слабости как-то ближе
Когда тебя пытаются отыметь в мозг, помогает не мантра "у всех свои маленькие слабости, вот вам еще масла, чтобы легче пошло", а "нафик из моего мозга". Хотя каждому свое, конечно же
мне просто нравится многое из текстов 2 и 3, поэтому я могу спокойно забить на сопутствующие мелочи и пропустить мимо), оно мне не мешает получать свой фан.
а когда совсем уж прям ничего ни полезного ни приятного не находится для себя, то ясное дело ни к чему грызть кактус.
Я не могу иначе воспринимать навязчивый гуру-психологизм, а вижу в тексте именно его ))
Безусловно мое восприятие, и в этом восприятии то, что прокатило бы в селф-мэйд литературе, в тексте, претворяющемся фанфиком по ГП, не катит вообще.
И с тобой в этом тексте тоже