По заявке
Oriona отзыв-рецензия на рассказ
Сказка никогда не кончится. Принцесс и островов не существуетСюжет сказки о принцессе и дочери султана именно таков, каким должен быть: принцесса маленького северного королевства бежит из-под венца, чтобы однажды встретить прекрасную дочь султана. После приключений девушки обретают свободу от мужчин и счастье в объятиях друг друга.
Однако в финале выясняется, что сказка от начала до конца придумана несчастной полубезумной женщиной, ушедшей в свои грезы.
И мы начнем с конца сказки, которую рассказывает анонимный автор – ведь на самом деле, это история о женщине, которая пишет фемслэш.
Что же мы можем сказать о женщине, которая пишет фемслэш?
читать дальшеДа то же самое, что и о женщине, которая пишет слэш. Этот усредненный образ не раз встречался мне в интернет-публикациях, претендующих на социологичность: женщина, которая пишет слэш/фемслэш - немолода, некрасива, несчастлива в семейной жизни. И – главный приговор – психически не очень здорова, поскольку отягощена комплексами и внутриличностными проблемами. Я смотрю на себя в зеркало и вижу портрет Беатрис из сказки: немолода, некрасива, несчастлива с мужчинами и вполне вероятно – психически нездорова, раз занимаюсь примерно тем же самым, что и героиня этой печальной истории.
Итак, как женщины приходят в фемслэш?
Автор сказки показывает нам, что путь Беатрис к письменному столу довольно типичен.
Девочка она некрасивая, но умненькая. У нее хватает душевных сил осознать, что мужчины ее любить не будут. Она не такая, как ее хорошенькие сестры. А быть не такой как все – это первый шаг к тому, чтобы войти в процент сексуальных меньшинств. Будущий автор фемслэша, поняв, что будет несчастлива в браке, желая избежать бесконечной череды разочарований, сознательно отказывается от своей женственности – второй шаг. И третий шаг – собственно, ложная развилка: или будущее, которого так боялась Беатрис, – несчастливый брак, измены мужа, одиночество, или попытка выстроить свою жизнь вопреки обществу и самостоятельный поиск партнера. Но обе дороги только внешне разные, ведь они ведут к одному закономерному финалу: Беатрис выбирает женщину в качестве партнера для себя/ Беатрис начинает писать фэмслэш, сублимируя и в итоге полностью погружаясь в свои фантазии.
О чем же мечтает женщина, которая пишет фэмслеш?
Мечта первая: благодаря выбору мужской одежды и поведения, ее права уравнены с мужчинами, и ее внешности не придают никакого значения.
Мечта вторая: она встречает прекрасную женщину, равную ей по уму.
(И вот интересный момент, который очень точно отметил автор: Беатрис, переняв для себя модель мужского поведения, неосознанно подражает мужчинам и в выборе партнерши. Беатрис, которая сетовала, что мужчинам важна только внешность, не стала выбирать для своего сердца дурнушек и служаночек. Нет, если она и влюбляется, то в дочь султана, не меньше, – и причем прекрасную настолько, что слов не хватает для описания этой красоты - совершая тем самым тот же типичный выбор (ошибку?), за который Беатрис корит мужчин).
Мечта третья: Беатрис, продолжая выполнять мужские функции, защищает возлюбленную и побеждает других мужчин, доказывая свою ценность как партнера.
Мечта четвертая: вознаграждение.
(Еще один прелестный момент, покоривший меня! Именно в ту сладостную секунду, когда Беатрис остается вместе с любимой женщиной, она не просто находит свое личное счастье – она снова возвращается к женской ипостаси. Ибо происходит что? А происходит следующее: автору фемслэша говорят, что она прекрасна, за ней ухаживают, ее любят – то есть вот все, то к чему Беатрис стремилась изначально, ради чего был проделан весь этот путь).
И если рассмотреть каждый этап жизни женщины, которая пишет фемслэш, то в нем нет ничего нарочито сказочного. Отринув фэнтазийные атрибуты сюжета, мы знаем, что многие девочки покидают семьи, многие сознательно не ищут себе постоянного партнера среди мужчин, многие делают карьеру в мужских профессиях – так что предпосылок к написанию фемслэша у каждой из нас немало. Я даже надеюсь дожить до той поры, когда моя мама перестанет называть это ненормальным.
А пока этого не случилось, что же будет с Беатрис – женщиной, которая пишет фемслэш?
Она умрет и очень скоро. Неважно – от болезней или в как жертва заговора. Но ее сказки о счастье останутся. Они будут ходить в списках, они будут считаться очень неприличными.
Пройдут века. Маленькое северное королевство будет гордо нести бремя конституционной монархии. Сказки Беатрис будут изучать в школе. А влюбленные - назначать друг другу свидания у памятника ей на одной из столичных площадей.
Этот памятник будет изображать Беатрис мальчишкой, поднимающим парус.
А иначе как мы, принцессы, сможем достичь своих островов?
эта интерпретация вполне имеет право на существование, она смела и оригинальна)))
но я в основном подразумевала: поднимайте паруса, девочки, не слушайте никого
Oriona благодаря этой рецензии я хоть поняла, что мне, собственно, не нравилось в этой сказке, а что нравилось
а что нравилось и не нравилось, поделись?
Нет, правда. И большое вам спасибо. Меня всегда поражала способность умных читателей различать подтексты и отражения за собственно текстом - потому что я, что самое странное. их не вижу! И осознаю, что же я на самом деле хотел сказать, только постфактум. Получается, что текст сам выписывает себя, в определенный момент решительно заявляя: нет, я не желаю быть сказкой с хэппиэндом, о чем мечтал автор! Я, текст, хочу быть реалистичным - и в финале он выворачивается наизнанку, превращаясь в это самое не пойми что.
А я вообще-то хотел рассказать историю о слабости человеческого рассудка и всесокрушающей силе человеческого воображения, способного создать воображаемый мир из пустоты. И еще о том, что изначальная посылка героини могла быть и ложной: она решила. что нехороша собой, из чего и проистекли все последующие деяния - а вот только с какой стати это пришло ей в голову? В конце концов, она была еще молода, как сказали бы сейчас, юношески закомплексована - и могла просто-напросто ошибаться. Может, и жизнь бы ее была куда более удачной, чем ей представлялось - но Беатрис предпочла вымысел, вписала саму себя в выдуманный мир и осталась там, со своей выдуманной подругой.
А тут мне еще вполне убедительно и разумно растолковали, что я написал историю прихода женщины в фемслэш. Гм. Над посоветоваться со своим подсознанием, что это оно такие шутки шутит...
И еще раз - большое спасибо автору рецензии. Не думал, что эта простая сказка вызовет столько отзывов.
Автор, замученный анонимностью - ведь тур Фемкинка, на котором выложена сказка, все еще не закончился!
у вас получилась замечательная сказка, автор, большое вам за нее спасибо
не нравится, что это не сказка, а суровая правда жизни: нам действительно показали всего лишь писательницу фем-слэша, в этой «сказке», как ее окрестили читатели сообщества, нет ничего сказочного
по крайней мере, я так считала, и рада, что в рецензии именно об этом и говорится
я говорю, не о той сказке, которая вплетена в историю, та сказка вышла чудесной сказкой, я говорю о самой истории