По заказу Айа рассмотрены фики "Я точно знал" авторства Айа, "Альбатрос" авторства Annaig и "Бусинки" авторства Сакура-химэ.
Что смогла, то вычитала.
Прочитав фики заявки, я решила, что рассмотреть их надо все. Во-первых, выбрать я просто не смогла. Во-вторых, это довольно интересно.
читать дальше
Итак. Три фика, три автора. Каждый из фиков – про Риккайдай; все они – постканон, причем два из них даже отсылают читателя в одно и то же время – приблизительно десять лет спустя; все три – дженовые; все три вовсю эксплуатируют один из самых мощных инструментов фанфикера: «а как это могло бы быть, ЕСЛИ».
Если в Тройке не существует Янаги.
Если Юкимура больше не может играть.
На три фика – два допущения, определяющих картину. Допущения случаются на различных этапах, соответственно при очень раннем допущении мы получаем АУ, а при поздних – вариации на тему развития характеров (если не считать Нюпури; я предпочитаю пока вообще делать вид, что его нет, но если все-таки предположить, что он есть, то у нас два АУ, а не одно).
Вариант первый: Янаги Ренджи не поступил в среднюю школу Риккайдай, да и в младшей школе с Инуи успел проучиться всего полторы недели. Янаги не играет в теннис. Таким образом, риккайская Тройка не сформировалась, команда остается без того элемента расчета, который вносит Янаги в ее деятельность в каноне. И встречаются они уже только в старшей школе.
Вариант второй: после Национального Юкимура покидает Японию, причем расстается с командой не очень-то хорошо. Тройка распадается, и когда Юкимура возвращается домой, с ним остается только Санада. Юкимура долго и плодотворно играл в теннис, но теперь снова тяжело болен.
Вариант третий: Юкимура не может играть из-за давней травмы, он полностью сменил сферу деятельности. Тройка продолжает дружить, хотя Янаги уехал из Японии.
Положим, болезнь Юкимуры – это такой элемент, который сам просится в текст, если сочинять что-то про Риккайдай или хотя бы с участием Риккайдай. Как его ни толкуй, в какую систему символов ни включай, а это один из центральных моментов в позиционировании этой команды в каноне. Но вот почему – Янаги? Разрушать Тройку эффективнее через изъятие Санады или Юкимуры, Янаги гораздо меньше идентичен этой группе, у него есть в каноне Инуи и Кирихара.
В фике «Бусинки», правда, распад Тройки играет служебную роль, там с самого начала задано взаимодействие Юкимуры и Санады, Янаги получается как бы лишним, но это тоже показательно. И даже в фике «Альбатрос» Янаги удален из взаимодействия физически, хотя и упомянут (причем упомянут как привычная и неотъемлемая часть группы, далее он в тексте не фигурирует, что заставляет особо обратить внимание на этот фантом персонажа). Надо заметить, что хотя «Я точно знал» и «Альбатрос» написаны по заявкам, ни одна из заявок не включала определенных требований по поводу Тройки.
Такое впечатление, что существование Тройки каким-то образом не укладывается в структуру описания отношений персонажей, и наиболее «слабое звено» из этих отношений авторы пытаются исключить. «Я точно знал» в этом смысле – предельная форма не-существования Тройки, там контакт не сложится в принципе, так как безвозвратно упущены основные поводы для объединения.
Тема болезни Юкимуры, самым краем затронутая в «Я точно знал», доведена до одного из возможных логических концов в «Бусинках» и преломляется в «Альбатросе». Вообще, тенденция ухудшать состояние Юкимуры в фиках очень заметна, причем вариантов развития событий не так уж много: либо у него рецидив, с которым он отчаянно борется и побеждает тем или иным способом (остается в теннисе или реализуется в другом занятии); либо его выключает из тенниса какая-то посторонняя травма и он снова же реализуется в каком-то постороннем занятии. Реже, и здесь у нас как раз один из таких редких случаев, Юкимура проигрывает болезни – погибает. Фиков, где бы он сдался и смирился, оставшись инвалидом, и вел бы растительную жизнь, я не припомню, хотя их не обязательно не существует.
«Бусинки», хотя в тексте этого прямо не сказано, заканчиваются смертью Юкимуры, причем символическая причина этой смерти любопытная: он выбрал одиночество. «Альбатрос», напротив, показывает нам Юкимуру, состоявшегося вдалеке от спорта, не без сожалений и не без саможаления, конечно, но не утратившего способности видеть кого-то, кроме себя самого. Юкимура из «Бусинок» пребывает в разрушительном отчаянии, Юкимура из «Альбатроса» - в привычной горечи. Юкимура из «Я точно знал» - еще полон надежд.
Последний столп Тройки, Санада, в «Я точно знал» выключен из повествования практически так же, как Янаги в двух других фиках. Он упомянут несколько раз, но он не действует, не создает никакого фона. Зато в «Бусинках» он носитель веры, противопоставленной отчаянию Юкимуры (или, учитывая, чем заканчивается фик, упрямства, которого Юкимуре не хватило), а в «Альбатросе» - носитель точки зрения, с которой подается происходящее. Прямота и простодушие – его базовые характеристики, равно как и способность прощать любые выходки Юкимуры. Он – верный рыцарь, это распространенное толкование его образа, хотя многие авторы склонны превращать его простодушие в идиотизм, а упрямство – в общественно опасную слепоту. Авторы рассматриваемых фиков, впрочем, таких перегибов избежали.
«Я точно знал» дает нам еще образ Кирихары – рискну оценить его как неудачный, потому что в заявленные семнадцать лет Кирихара ничем толком не отличается от своих канонных тринадцати, да еще и удивительно легко вступает в близкий контакт с Янаги, хотя в этом АУ Янаги Кирихаре не семпай, не партнер и вообще человек вполне посторонний. Разве что агрессии в нем меньше, зато вместо нее есть почти феноменальная навязчивость. Сложно сказать, что именно в канонном Кирихаре дало материал для подобного развития образа.
Возвращаясь к титульным образам, замечу, что образ Янаги в «Я точно знал» - это образ человека, лишенного увлечения. В данном АУ Янаги не играет в теннис и ограничил свое образование средней школой; фактически он – калькулятор, специализирующийся на людях, не столько психолог, сколько блистательный статистик. Ему нужна интересная задача, иначе он скучает. Совершенно вычеркнуто из образа его увлечение литературой – хотя упомянуто, что у него много книг. Янаги, будучи главным героем, становится не столько развивающейся в произведении личностью, сколько транслятором впечатлений для читателя, что досадно, поскольку вообще персонаж этот редкий и сложный, мало кто решается писать его «изнутри».
Санада в «Альбатросе» тоже транслирует, но его впечатления очень окрашены его личностью, особенностями придуманного для него автором жизненного пути. Кстати, использование стихотворения Бодлера в тексте и в самом названии в этом фике может быть прочтено разнообразно: на первый взгляд, цитирует его и непосредственно применяет к себе Юкимура, а Санада даже не понимает смысла, но если оценить ситуацию, заданную в начале текста, то и сам Санада оказывается в позиции альбатроса на палубе. А если знать стихотворение до конца, то его смысл довольно неприятно и даже ернически контрастирует с предлагаемой чисто бытовой, житейской ситуацией, поскольку то, что «приземлило» обоих персонажей, никак не заслуживает пафоса, связанного с «судьбой поэта». С этой точки зрения контрастен образный ряд всего текста: строгие белые стены, репродукция Моне с «хребтом разбитого корабля», обещанный «тигр в джунглях», «кости доисторического зверя» - стеллаж – и одновременно стружки, пыль, коробки с вещами, пицца, перфоратор. Любая попытка уйти в область высокого немедленно пресекается бытовым, причем не злонамеренно пресекается чьей-то осознанной волей, - этот конфликт составляет абсолютную норму жизни. Никто не ловил от скуки этого альбатроса, он сам шлепнулся на палубу, от усталости ли или от небрежения.
Наконец, Юкимура в «Бусинках» тоже делится впечатлениями, и его впечатления и воспоминания еще более эмоционально насыщенны. «Бусинки» бедны явными символами, кроме собственно «браслета-обещания», текст полностью сделан в форме хроники событий, движений, реплик. Юкимура преподносит себя читателю прямо, без косвенных указаний на то или иное состояние. Образ Юкимуры здесь – это образ человека, для которого все уже закончилось, и даже магия из детства неспособна развернуть ситуацию вспять. Для него не осталось больше значимых символов. В «Я точно знал» герои верят и ожидают от жизни если не подарков, так наград; в «Альбатросе» они просто знают из опыта, что все продолжается; в «Бусинках» Юкимура не верит, и это неверие переламывает даже бесконечное упорство Санады.
Любопытно посмотреть и на финалы фиков. Полностью открытый, ничем не завершенный «Я точно знал» - в принципе, там и вовсе нет финала, как такового, если не считать финалом уход Янаги, так и не увидевшего соревнований. Закрытый настроенчески «Альбатрос», который, будучи бытовой зарисовкой, и не нуждается в ударном финале; и жирная точка в конце «Бусинок». Автор «Бусинок» относит фик к жанру, если можно так выразиться, флаффа, но флафф, как привило, располагает все же хэппиэндом, а тут скорее наоборот. Вообще интересно, что ни один из фиков, таких разных по настроению, не дает читателю однозначного хорошего конца. В каждом из фиков мы видим, помимо собственно сюжетообразующего конфликта, некое глобальное нестроение, которое не исправляется по мере развития сюжета. Такое впечатление, что «все плохо» - или хотя бы «ничего хорошего» - позиция по умолчанию для разрабатываемой темы. Наверное, это жаль.
Три фика трех разных авторов, написанные в разное время, о разном и разными средствами, располагают таким набором пересечений, что их смело можно читать подряд. Единого произведения они не составят, но резонанс дают. Они не полемичны, не поднимают каких-то острых проблем, не дают однозначных ответов, они не новаторские с точки зрения большого фэндома, но читать их и думать над ними – интересно. А задаваемые в них ситуации дают большой простор для дальнейших размышлений на тему, «а что было бы, ЕСЛИ».
Отзыв на фанфики из заявки Айа
По заказу Айа рассмотрены фики "Я точно знал" авторства Айа, "Альбатрос" авторства Annaig и "Бусинки" авторства Сакура-химэ.
Что смогла, то вычитала.
Прочитав фики заявки, я решила, что рассмотреть их надо все. Во-первых, выбрать я просто не смогла. Во-вторых, это довольно интересно.
читать дальше
Что смогла, то вычитала.
Прочитав фики заявки, я решила, что рассмотреть их надо все. Во-первых, выбрать я просто не смогла. Во-вторых, это довольно интересно.
читать дальше