В рамках свободного участия отзыв на Катализатор Сессемару и Papa-demon по моей заявке.
Выбранный мной текст для фэндома, безусловно, знаковый. Он написан в эпоху великих АУ, когда чуть ли не каждый день творились вселенные и взрывались сверхновые. Ну и, опять же, этот текст получил приз RSYA-2008, так что, можно сказать, говоря о нем, мы прикасаемся к классике.
Впрочем, я не жюри RSYA, мое мнение, как всегда, субъективно.
читать дальшеStep by step
Однажды Сессемару написала драббл-кроссовер Final Fantasy XII и Death Note. Это был, кажется, первый фик на русском в весьма удачном антураже corporate-AU, достаточно широко использовавшемся к тому времени забугорными товарищами. Аркадийская империя в этом сеттинге превращается в гигантскую корпорацию, управляемую Грамисом, бессменным председателем совета директоров, Судьи-Магистры сбрасывают доспехи и становятся телохранителями семьи Солидор. Враждебная империя предстает конкурирующей фирмой, военные подвиги заменяются промышленным шпионажем, но и в этом, осовремененном мире предательство остается предательством, ненависть – ненавистью, а любовь – любовью.
АУ, богатая на обыгрывание многих элементов канона, чем авторы впоследствии блестяще и воспользовались.
В следующем драббле Сессемару кроме бывших жителей Аркадиса появился воздушный пират Бальфир, превратившийся в успешного и скандального фотографа. Кстати, фотографом он был и у manic_intent, главной АУ-писательницы в английском фэндоме. Видимо, эта профессия – самый близкий аналог пиратства в современном мире, практически вторая древнейшая. Х)
А потом к процессу написания подключилась Аззи, и лед, что называется, тронулся. Фанфик стал наполняться новыми старыми персонажами, события понеслись вперед с устрашающей скоростью, у каждого из героев оказались скелеты в шкафу, перекликающиеся с сюжетом канона. Набор не слишком, откровенно говоря, связанных между собой драбблов стал оформляться именно в этот момент: когда появился сквозной сюжет, куда вписались и короткие кроссоверные истории Сессемару, и жаркие, пропитанные сексуальным напряжением сцены, написанные Аззи.
Соавторы разгулялись. Сессемару, у которой уже был опыт написания эпика по фэндому, следующего основной сюжетной линии игры, смело экспериментирует со знакомыми образами, ставя героев в ситуации, зеркально отражающие происходившее в Ивалисе.
Так, Вэйну снова придется столкнуться с последствиями смерти старших братьев, а Ноа Габрант и Баш фон Ронсенберг будут решать семейные проблемы с тем же твердолобым упрямством, как они делали это в двенадцатой.
Хороший фанфик обычно плотно завязан на контексте канона, но вместе с тем часто именно хорошие фанфики достаточно легко читаются, как оригинальные произведения. «Катализатор» не является исключением – в нем есть все, что необходимо добротному голливудскому блокбастеру – криминальные разборки, детективная интрига, загадочные убийства и Настоящая Любовь – ну и, конечно, немного порно, ведь это история, написанная слэшерами для слэшеров.
В сущности то, что этот фик изначально собирался «по кусочкам», можно смело записывать ему и в минусы, и в плюсы. Если бы не было этой мозаики, не было бы весьма плодотворного соавторства, с другой стороны, в самом начале фик несколько распадается на части, не давая читателю ухватиться за канву повествования. Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсируется к кульминации, где происходит даже некоторый передоз событий на килобит текста.
Герои и злодеи
Сессемару – фикрайтер, который настолько активно шиппит Вэйн/Габрант, что даже в относительно дженовых его текстах виден этот пэйринг, что говорить о фике, где ОТР находится в центре внимания.
Аркадийский принц, ставший наследником корпорации с многомиллионным доходом, все так же эмоционально сдержан, насмешлив и надменен, и все так же любит просчитывать ходы и реакции. Судья-Магистр, превратившийся в преданного телохранителя, по прежнему близорук, исполнителен и трогательно предан дому Солидор. Он готов жизнь положить, но защитить сыновей Грамиса, и все так же время от времени меряется с другим телохранителем, Берганом длиной, гм, защищалки.
Этот фанонный, в общем-то, расклад давно уже стал каноном, и нет ничего удивительного, что именно Вэйн является главным героем фанфика – кроме того значимого факта, кто у нас автор, именно за старшим из солидорских принцев всегда интересно наблюдать со стороны – есть нечто завораживающее в том, как изящно он расставляет на доске фигуры – и вдруг оказывается беспомощен в самый критический момент. Вэйн, вынужденный покорно ждать, пока кто-то где-то решает судьбу его близких – картинка пленительная, хоть нам и дали на нее посмотреть только краем глаза в полутора сценах.
Главным же репортером для читателя традиционно является Габрант.
Традиционно – потому что его точка зрения почти идеальна; он плохо просчитывает вероятности, поэтому за ним интересно следить, читатель вместе с ним не знает, что случится дальше, а еще Габрант смотрит, но не видит, и это тоже часть его обаяния. Не потому, что глуп или инфантилен (хотя из всех персонажей двенадцатой именно он ближе всех подобрался к этому определению), просто у него немного другие цели и задачи, поэтому он становится идеальным передатчиком – его глазами мы видим события, не расшифровывая их смыслов, и это позволяет каждую деталь наполнять собственным значением.
Знаете, такая авторская завлекалочка, чтобы читатель почувствовал себя жутко умным: ха, думает он, я-то знаю то, о чем этот простачок даже не задумывается. «...с судьбой просто надо смириться, а Вэйн считает, что измученный, полуживой Ноа Габрант не может в достаточной степени быть наказан?» - читаем мы мысли преданного телохранителя в один из самых флаффных моментов текста и, как водится, жаждем дать герою подзатыльник и заорать: «Да раскрой же уже глаза, идиот!»
Очень трогательный персонаж, конечно. Баш, время от времени мелькающий на периферии повествования брат-близнец Габранта, не менее вхарактерен. Как гласит некая фэндомная байка, на герб фон Ронсенбергам лучше всего подходит дерево дуб, ибо оба этих достойных мужчины имеют с ним некое сходство. Баш не доверяет Вэйну, неловко заботится о брате и, по видимому, за кадром имеет регулярный церебральный секс с Бальфиром.
Шиппер во мне надеется, что не только церебральный)))
Блудное чадо доктора Бунансы, как уже говорилось выше, в этой АУ является представителем второй древнейшей. Бальфир, как ему и положено, все делает блестяще – снимает, провоцирует, запутывает и без того запутанные отношения. Вот разве только не красуется и не лезет в кадр, ну да в современном сеттинге разглагольствованиями о «главной роли» сыт не будешь, и пират, похоже, удовлетворяется ролью второстепенной. И мы, конечно же, все еще помним, кто у нас автор. Сессемару вообще отлично удаются этакие камео-Бальфиры – яркие, несдержанные на язык, живые – и безнадежно второплановые.
Зато одним из центральных персонажей является Ларса Солидор, младший брат Вэйна. Мальчик, который все время хочет, как лучше, а получается... Ну, как получается. Авторы тактично показывают читателю преданного и любящего ребенка, искренне заботящегося о брате, но факт есть факт – Ларса в этом фанфике ведет себя, как маленький избалованный засранец. Впрочем, это такой очередной фанонный миф, а для иного мифологического пространства у нас всегда наготове объяснение – мальчик жесток, как и все Солидоры, да еще воспитание приемной матери его испортило.
Эльза Дрейс, превратившаяся на протяжении истории из скромной секретарши в миссис Грамис Солидор, почти полностью сохранила канонический облик, начиная от экзальтированного чувства справедливости и заканчивая нежной любовью к младшему принцу – ах, простите, наследнику корпорации. Еще в ее гардеробе есть серебристое платье от «Кензо» - я не знаю, почему, но эта деталь прямо-таки застряла в моей памяти, она бросается в глаза в самой «детективной» главе, язык которой демонстрирует, что один из соавторов не чужд журналистики.
Последним из аркадийцев, работающих на «Аркадию», оказывается Теодор Берган, товарищ-соперник Габранта на телохранительском поприще. Но подробнее про грубого тролля и хрупкого эльфа можно почитать в приквеле к «Катализатору», написанному Сессемару – миди «Городское фэнтези». Здесь же Берган мимикрирует под предмет мебели, удостаиваясь в основном эпитетов, образованных от слов «верность» и «преданность».
А вот Судья-Магистр Гис и бывший рыцарь Далмаски Восслер предстанут в этом фике в неожиданных ролях.
Убийцей окажется садовник
Детективная интрига закручивается буквально с первых фраз текста. Собственно, она обозначена еще в шапке, потому что кроссовер с Death Note не может не быть детективом. Правда, сначала может создаться впечатление, что сюжетика перешла из манги вместе с Лайтом, Эль и Мелло, но потом у «засланцев» из Ивалиса оказывается такое количество скелетов в шкафу, что таинственный Кира и всякие Киеми Такеда (надеюсь, я правильно написала) становятся всего лишь фоном к общей интриге.
Раскрытой авторами, надо сказать, захватывающе и интересно.
Наверное, это самый главный параметр оценки текста – когда невозможно оторваться. Когда в какой-то момент становится неважным, фанфикшн это или просто рассказ-оридж, потому что есть сюжет, влекущий читателя вперед, как сирены завлекали Одиссея. И если у вас нет восковых затычек в ушах, вам ничего не останется, кроме как дочитать такой текст до конца.
Интересной особенностью фика так же можно назвать нестандартность композиции – для слэшного текста. Среднестатистический слэш, имя которому легион, даже при наличии некоего сюжета, обычно построен по законам любовного романа. Герои что-то делают, переживают, приключаются, целуются и, в качестве кульминации, трахаются. Ваша покорная слуга сама грешит подобным построением текста. Ну в крайнем случае, расклад может быть другой – герои трахаются, происходит некая ДРАМА, мешающая им продолжать в том же духе, они начинают переживать, что-то делать, приключаться, потом мирятся, целуются и трахаются снова. Джонни, я хочу бэйби, сделай мне монтаж!
В «Катализаторе» секс и сюжет замешаны в термоядерный коктейль, остро приправленный вполне себе стандартным штампом – hurt/comfort. И это, представьте себе, интересно читать.
Единственное, что меня очень сильно смутило при первом прочтении и смущало до сих пор – это географическая размытость фика. Конечно, вполне естественно, на мой взгляд, помещать абстрактную corporate-AU в абстрактный же, условный мир современного мегаполиса, авторы молодцы, они не стали ставить маркеры времени-пространства. Строгих деловых костюмов, многоэтажек, пистолетов и интернета вполне хватает, чтобы обрисовать несколькими штрихами реальность. Кира находится в Японии, клан Маргрейсов – итальянская мафия, основное же действие происходит в условной англоязычной стране, которая в моем например сознании твердо и сразу сассоциировалась с США. И тут вдруг Габрант вылезает «где-то за пределами Лондона». «Как Лондона?» - вскричала я и сделала классические башорговские глаза: О_о. Потом, конечно, вспомнила, что Сессемару фанат Англии и всего английского, но это было жестоко – вот так, ни единым словом не обмолвившись о месте действия, вдруг огорошить читателя. Это, конечно, заметка и для себя на будущее: то, что автору представляется само собой разумеющимся и не нуждающимся в упоминании, все равно должно хоть каким боком присутствовать в тексте, чтобы не было башорговских глаз у несчастного читателя, переевшего целлулоидной продукции Фабрики Грез.
Название фика – последнее, на чем я хочу остановиться, хотя это, наверное, первое, на что читатель обращает внимание. Катализатор он ведь изменяет скорость химической реакции, а всем нам, надо полагать, знакомо звонкое английское словечко chemistry, которым часто пользуются, чтобы обозначить напряженные взаимоотношения героев. И хотя, вроде бы, фанфик повествует о более менее сложившейся паре – Сессемару, например, является ярким представителем части фэндома (вообще, а не какой-либо финалки), считающим, что everybody is gay – так вот, несмотря на это, химии на страницах «Катализатора» найдется для всех желающих. Как ни странно это звучит, основная «искра» пробегает между близнецами, Ноа и Башем, хотя все это можно списать на мое не в меру разгулявшееся воображение и причуду одного фотографа, так что запишите, противники инцеста – ничего не было, не было ничего.
Но и отношения Вэйна и Ноа вовсе не так просты, как кажутся.
Курсивом, в защиту концепции EIG хочу сказать, что наш маленький дружный фэндом вообще избегает этого скользкого вопроса – когда и почему любимые пэйринги стали возможными и с какой вообще стати условно гетеросексуальным героям менять ориентацию. Но, согласитесь, в обстановке тотального, повального слэша этим уже никого не удивишь, и, более того, это – норма фанфикшна на нынешний момент.
Последний пинок, который все же не могу не озвучить – то, что авторы так и не добетили текст до конца – мелкие огрехи и орфография временами цепляют глаз, но, вероятно, потому что я отнюдь не в первый раз вижу этот текст. После первого прочтения я такую ерунду обычно не замечаю.
В заключение хочется сказать только, что, будучи одновременно и АУ, и кроссовером, этот фик самим своим существованием создал «формулу успеха» для фэндома. И хотя, конечно, другой читатель может принять отмеченные мной плюсы за минусы и vice versa, жюри RSYA-2008, похоже, было солидарно со мной в том, что этот текст однозначно стоит прочесть.
Dixi
В рамках свободного участия отзыв на Катализатор Сессемару и Papa-demon по моей заявке.
Выбранный мной текст для фэндома, безусловно, знаковый. Он написан в эпоху великих АУ, когда чуть ли не каждый день творились вселенные и взрывались сверхновые. Ну и, опять же, этот текст получил приз RSYA-2008, так что, можно сказать, говоря о нем, мы прикасаемся к классике.
Впрочем, я не жюри RSYA, мое мнение, как всегда, субъективно.
читать дальше
Выбранный мной текст для фэндома, безусловно, знаковый. Он написан в эпоху великих АУ, когда чуть ли не каждый день творились вселенные и взрывались сверхновые. Ну и, опять же, этот текст получил приз RSYA-2008, так что, можно сказать, говоря о нем, мы прикасаемся к классике.
Впрочем, я не жюри RSYA, мое мнение, как всегда, субъективно.
читать дальше