Отзыв на фанфик "Капкан для ласки"
авторы барон де Куртнэ& rane (ГП/ДМ и Рон Уизли, слэш, NC-21, PWP, мат и графика)
по заявке current obsession
Капкан для автора
«Капкан для ласки» – 85-страничное макси, написанное двумя авторами в формате так называемого «отыгрыша» (когда фикрайтер пишет «за своего персонажа» и не договаривается о дальнейшем развитии сюжета с соавтором) и на перекрестке двух самых массовых, самых цепляющих жанров: высокорейтинговой порнографии с экшеном (в шапке он обозначен как «криминал»).
читать дальшеВ двух словах
Малфой и Поттер, которые ведут нелегальный бизнес, отказываются под пристальным вниманием аврората, а конкретно – Рона Уизли, начальника сектора по борьбе с незаконным ввозом зелий и артефактов. Поттер с Роном и со всей своей прежней скучной жизнью порвал около пяти лет назад, уйдя от Джинни к Малфою и из аврората – в «криминал». Задумав в качестве противодействия соорудить капкан для ласки, то есть компромат на Рона Уизли, Малфой и Поттер обманом заманивают аврора в обработанную афродизиаком квартиру, в результате чего пейринг ГП/ДМ перетекает в трисам с участием РУ. У героев, взглянувших на врага под другим углом, пропадает желание ему вредить, и в финале торжествует хоть и не дружба, но по крайней мере полное трисамное взаимопонимание.
У фика есть приквел – мини «Личный досмотр» авторства барон де Куртнэ. В этом фике Рон Уизли вплотную обыскивает Драко Малфоя на таможне и, не найдя в недрах его организма ничего запрещенного, насилует подозреваемого. Впрочем, «Капкан для ласки» является самостоятельным фиком, и без чтения приквела (хотя его события не раз упоминаются в тексте) вполне можно обойтись.
Под лаской плюшевого пледа
Отношения Малфоя и Поттера в фике - из категории так называемых established relations. О том, как персонажи оказались вместе, в фике рассказано постфактум и лаконично: некогда наткнувшись друг на друга в случайном пабе, они подрались, потом оказались в парке, где отчего-то «занялись сексом в каких-то колючих зарослях»; с тех пор они неразлучны.
Персонажи отрекомендованы автором как настоящие мужики: они дерутся (друг с другом – постоянно, в кабаках – время от времени, а иногда и со шкафом), матерятся, обильно выпивают, ведут нелегальный бизнес и практически без пауз занимаются сексом, который «всегда окрашен болью и кровью». Однако и им не чуждо ничто человеческое: например, Малфой обещает Поттеру «всю ночь заниматься любовью под южными звездами» и самому себе признается в том, что иногда желает кормить Гарри «с ложечки взбитыми сливками с шоколадом, тискать и всячески показывать, что я его тоже люблю».
Временами авторы включают полезный механизм самоидентификации читателя с героями фика, деталью показывая, что Поттер и Малфой – такие же, как мы, и делая их тем самым более близкими и понятными. Например, после фразы «К нам потом пытались вломиться авроры, чтобы выяснить, кто начал драку, кто кого ушиб и кто кому чего повредил, но я сделал вид, что нас нет дома» Малфой мне сразу стал близок своим манером спасаться от нежелательных визитов (и то, что я тем же образом в свое время пряталась не от авроров, а от работников ДЕЗа, ничего не меняет).
С другой стороны, авторы грамотно повышают градус статусной привлекательности персонажей для успешной читательской сублимации: Поттер и Малфой безбедно живут в особняке на Гриммо, для своих махинаций снимают «пентхаус в многоэтажном доме» цитата точная, а если в неудачный месяц и терпят убытки, то уж тогда в размере, равном «годовому бюджету Хогвартса».
Главные герои преданно любят друг друга: Поттер доверяет Малфою снимать на видео их секс, в послужном списке у Малфоя – отважная, хоть и неквалифицированная помощь любовнику в непростых обстоятельствах: «Но я тоже не остался в долгу – когда Гарри влип в какой-то скандал в “Дырявом котле”, огреб табуреткой по голове и свалился под стол без сознания, я мужественно пробился сквозь пьяную толпу, не отличавшую героя Британии от фонарного столба, отправил пару в нокаут кулаками, еще одного припечатал к стенке Петрификусом и героически вынес на плече пребывающего в отключке после виски и табуретки Поттера на свежий воздух, аппарировал домой и сделал ему искусственное дыхание рот в рот, совмещенное со свинцовой примочкой на шишку».
ООС, но чей?
В шапке анонсирован «абсолютный ООС». На самом деле, в фике мы видим персонажей не совсем определенного возраста, с ФИО как у героев Роулинг, довольно похожих не на тамошних Поттера и Малфоя, а друг на друга, а временами и практически неотличимых, почти как Фред и Джордж. Разве что один светловолос и по устоявшейся ГП-фандомной традиции пьет «дорогое французское вино» (хотя при этом хранит красное в холодильнике), а другой темноволос и не ценит «кислое пойло», зато любит обыкновенное огневиски.
Фик построен как ритмичная череда POV’ов Малфоя (в исполнении барона де Куртнэ) и Поттера (rane). Однако совершенно магическим образом, несмотря даже на парный комплект авторов, какие бы то ни было речевые характеристики главных героев – редкость в фике. В этом свете довольно комично смотрится фраза Малфоя «Диктовать [письмо] я ему [Гарри] не собираюсь – рыжий сразу просечет, что это не гаррин стиль».
Несмотря на то, что каждый новый POV проименован, его принадлежность забывается через пару строк, и это несколько тормозит чтение из-за постоянного вопроса «Кто говорит?». Впрочем, где-то к середине фика внимательный читатель может заметить, что «радость моя» говорит только Малфой, а не Поттер, и это было бы неплохим подспорьем, если бы этот маркер встречался почаще. Также при тщательном прочтении можно заметить, что у Поттера-rane фразы более длинные, чем у Малфоя-барона де Куртнэ; что у нее картинка более сенсорная, и что необязательные детали у нее встречаются - в отличие от «Малфоя», который высказывается строго по существу. И тем не менее: «Поттер» пишет «традиции приема пищи», а «Малфой» - «жилое помещение», «Малфой» - «распяленные ягодицы», Поттер – «вид собственного распяленного на кровати тела»; «Поттер» дает сравнение «злой, как мантикора», а «Малфой» - «злой, как мантикраб»: как говорится, найдите десять отличий.
Язык фика вообще лишен каких бы то ни было претензий на литературность – объяснение этому, видимо, стоит искать в специфике формата «отыгрыш». «Предполагается, что ты не в курсе ситуации, но начинаешь что-то подозревать. Ты раздражен, ты неуверен в себе и во мне, ты нервничаешь. И в такой ситуации визит бывшей жены должен вызвать в тебе приступ агрессии лично против нее. А ты в записке обрушиваешься на Уизела. Перепиши эту часть». Нет, это не авторы в аське совещаются – это цитата из фика.
Как важно быть несерьезным
Перефразируя название пьесы Оскара Уайльда, скажу: «Как важно быть несерьезным». Автор, который чересчур серьезно стремится к тому, чтобы все события и поступки в своем фике объяснить, оправдать и увязать, вызывает своим трудолюбием уважение - однако цыплят все же по осени считают, то есть оценивают получившийся в результате текст, а не усилия, на него затраченные.
Кто-то скажет, что обоснуи еще ни один фик не испортили, ну а я считаю так: незачем заводить обоснуя вовсе, если не хочется, но рискнуть завести его, а потом отказаться кормить – это ошибочная стратегия.
В сказочной безобоснуйной реальности может быть все. Ну а в реальности реальной, обоснуйной, может быть только то, что в ней бывает. Там персонажи, которые претендуют быть людьми со своей сложной психологией, поступают так или иначе не по веселому авторскому произволу, а по серьезной человеческой причине. И тут за обоснуем нужно следить, иначе он сожрет весь текст.
Например, есть заводное PWP «Пари» иностранного автора Rhys с сюжетом совершенно невероятным: мародеры, прослышав о том, что Снейп лучше всех в Хогвартсе отсасывает, приглашают его в Выручай-комнату доказать (или опровергнуть) этот слух, на что Снейп соглашается и доказывает, ну а потом все вместе сливаются в экстазе. Фишка этого «Пари» (помимо его краткости, конечно) - в том, что он обходится без поиска обоснуя, которого в этой галлюциногенной реальности и быть не может. И это разумно, ведь хорошее порно – то, которое дает возможность расслабиться и получить свое удовольствие от текста, а не трудиться и воевать с беспокойным авторским обоснуем для того, чтобы иметь шанс дальше следить за бойким сюжетом.
В «Капкане для ласки» обосную уделено немало места (что понятно, ведь это макси с сюжетообразующим экшеном), но он текст не подкармливает, а пожирает. А вместе с текстом пробуксовывает постоянно и читатель.
Слабое звено…
Самое слабое звено – это, собственно, центральная интрига фика, сюжетная линия с Роном Уизли, которого Поттер называет «другом детства». Итак, аврорат в лице Уизли превращается в угрозу для бизнеса Малфоя и Поттера, и принимается решение прыткого аврора нейтрализовать. В 1-й главе Малфой объясняет: «Мы выбьем его из игры надолго, если не навсегда. А Томас [сотрудник отдела Дин Томас] один не потянет, соображалка не та». Почему для избавления от внимания правоохранительных органов достаточно вывести из строя Уизли – вопрос без ответа. В аврорате работает не только один опасный незаменимый Уизли и один неопасный Дин Томас; есть там и другие сотрудники, а также начальство. И вряд ли у Поттера и Малфоя такой маленький и, в сущности, невинный бизнес, что интерес к нему со стороны аврората пропадет вместе со сменой лично заинтересованного начальника отдела.
В 7-й главе, правда, план вывести из строя Уизли отменяется: «Так что мы убиваем сразу двух зайцев: лишаем его возможности дальше нам пакостить и приобретаем в его лице крышу, которая надежно защитит нас от возможных расследований. Или, на худой конец, предупредит о действиях других следователей». Это тоже довольно невнятная версия, потому что в этом случае Поттер и Малфой разве что выигрывают время, но не решают проблему раз и навсегда: «крыша», как мы знаем, является устойчивой конструкцией только если она держится на искренней материальной заинтересованности всех участников процесса, а не на шантаже.
Впрочем, у этой центральной интриги – весьма плавающая мотивировка. Уже в 5-й главе Малфой заявляет Поттеру, что не может простить Уизли вовсе не его (описанное в приквеле) насилие на таможне, а то, что Рон «не оставляет мысли отнять тебя у меня». Что опять-таки сбивает читателя с толка, потому что представить Малфоя, для которого на фоне черной перспективы потери любимого меркнет тот факт, что его изнасиловал аврор Уизли, довольно сложно.
В 9-й главе показания опять меняются, и теперь основной мотивировкой Малфоя становится детская обида («Ты мне за все ответишь – и за таможню, и за выходки своей ебанутой сестрицы. Но главное – главное! – за то, что на первом курсе Хога увел у меня Поттера. Внаглую, из-под носа увел, поманив “настоящей дружбой”. А на деле – просто хотел примазаться к будущему герою и спасителю»). В то, что для Малфоя Рон Уизли превратился в застойный очаг в мозгу, уже удается поверить. Однако в финале речь идет опять о «войне с Управлением в лице Рона Уизли», так что все возвращается на круги своя.
…и целая цепочка
Еще одна из сюжетообразующих подробностей – личный интерес Уизли к «другу детства» и бывшему родственнику, Поттеру. Как выясняется между строк по ходу дела, Уизли не оставляет надежды вернуть Поттера к Джинни, хотя тот полностью порвал с ней больше пяти лет назад. Герои решают инсценировать интимную связь Малфоя с подставным лицом: это должно утвердить Рона в его намерении воссоединить бывших супругов.
То, что все пять лет Поттер не имел никаких контактов с Джинни (равно как и с Роном, и с остальными друзьями и близкими «домалфоевского» периода, которых он даже вспоминать не хочет), никому не кажется препятствием. Не смущает никого и тот факт, что измена бойфренда, с которым Поттер провел больше пяти лет, и возвращение к давно оставленной жене – события, никак между собой не связанные и друг из друга не вытекающие.
Впрочем, персонажи в фике часто ведут себя затейливо, так что от них можно ожидать чего угодно. Например, Джинни, узнав от Рона о связи Малфоя с Монтегю, немедленно является к Малфою (любовнику бывшего мужа) и наносит ему легкие телесные повреждения (вместо того, чтобы согласно логике событий принести торт или отблагодарить любым иным доступным способом).
Предполагается, что Уизли, узнав о том, что Малфой ходит налево, захочет лично (без помощи ответственных за дело сотрудников) сделать снимки этих «ходов», чтобы предъявить вещдоки Поттеру. А главные герои благодаря этому получат возможность заманить Уизли в квартиру, в которой они уже давно приготовили аппаратуру для съемок разврата и предназначенный для «друга детства» афродизиак. Под воздействием афродизиака Уизли должен вступить в интимную связь не то с подставным лицом, не то с Малфоем (тут показания тоже по ходу фика меняются), и стать жертвой шантажа с помощью сделанных снимков и видеозаписей.
Логично? Если попытаться влезть в шкуру персонажей и мыслить затейливо, не видя ничего странного в том, что Поттер, пять лет назад ради мужчины бросивший жену, вернется к ней, как только этот мужчина ему изменит, то да. Между тем, авторы в лучших традициях жанра everyone is gay решают подбавить жару и уверить читателя в том, что Рон Уизли (в фике, как и в каноне - примерный семьянин, не замеченный в адюльтерных связях - что с женщинами, что тем более с мужчинами) мечтает повторно оприходовать Малфоя. И все, что нужно, чтобы клиент дошел до кондиции – это расписать ему в частной беседе сексуальные достоинства Малфоя.
Так и происходит: после того, как Поттер на пальцах объясняет Рону, чем «наглый блондин лучше Джинни», тот немедля прерывает беседу и направляется в туалет: «Готов поставить сто галеонов против одного – дрочить», - говорит проницательный Поттер.
О казусах меньшего масштаба, которыми обильно усеян фик, и смысла говорить нет.
Разнообразные вопросы, постоянно «расчесываемые» авторскими попытками подкрепить поступки персонажей психологическими мотивами, не перестают зудеть. По мере продвижения по тексту их удается погасить, но тут же возникают новые. Скорость бега авторской мысли, редкому обосную дающая шанс догнать ее, превращает чтение этого фика в квест, где читателю приходится выбираться из обоснуйных капканов самостоятельно.
Понятно, что все перипетии фика имеют одну цель - привести читателя к финальному трисаму. Наверное, можно было бы посоветовать читателю опускать все экшен-эпизоды и прочие сцены «без секса», фланируя от одного высокорейтингового пассажа к другому, но я не посоветую. И даже не потому, что в таком случае придется выбросить половину фика (отчего бы и нет – большинство порносцен возникает достаточно спонтанно, без предпосылок, и не требует слежения за сюжетом), а потому, что и NC-пассажей будет недостаточно, чтобы получить законное читательское удовольствие от текста.
Порно? Не задорно
Высокорейтинговые сцены занимают примерно половину объема фика, что несомненно является плюсом для поклонников пейринга - однако для всех остальных, не имеющих начального кредита доверия к ДМ/ГП «в предлагаемых обстоятельствах», не дает ничего.
Частота и внезапность возникновения NC-эпизодов (читатель не успевает проникнуться ситуацией и сообразить, что происходит, как Малфой уже сидит верхом на Поттере - или наоборот) напоминает стандартные порнофильмы (особенно если их ставить в режиме ускоренного просмотра). Этот рецепт хорошо работает в киноиндустрии – поскольку там картинка сама по себе обладает возбудительным действием (что, собственно, и является целью порно). В тексте же недостаточно посадить Малфоя на Поттера (или наоборот), чтобы возник искомый возбудительный эффект. Такая вот специфическая выходит порнография: графика есть, а порно нет.
В «Капкане для ласки» читателю выдается модель для сборки. Впечатление от этих NC-сцен я бы обозначила французским выражением, обозначающим фрикции - va-et-vient («туда-сюда»), то есть описанием работы поршня, вид которого завораживает поначалу, но к десятой минуте начинает нагонять сон. Детали: член, анус. Сборка: член в анусе. Упоминаются также иногда яйца, яички и мошонка, промежность и лобок. Нередко встречается разнообразная «боль в заднице»; нередко один партнер к другому «прижимается голым задом», пару раз Малфой упоминает, что у него «тренированная задница и порвать его сложновато»; пару раз он (или Поттер, это несущественно) растягивает руками ягодицы (для свободы действий или облегчения от боли ради); пару раз сожитель заботливо лечит его пострадавшую попу. Модель для сборки, в которой детали идут без особой фантазии: то сплошь кубики, то редкий конус, потом опять кубики, кубики, кубики.
Читателю предлагается самому провести работу: прочитать и воссоздать по выданной инструкции картинку. Инструкция - это лишенный драйва текст, весьма однообразный, хоть и техничный, с добросовестным воссозданием кинестетики-«физики». А на долю «психики», то есть возбудительного саспенса и эмоционального градуса (неотъемлемой части текстового порно) в сценах, которые по идее в силу своего рейтинга должны завести читателя, достаются только скупые описательные характеристики - что, увы, не помогает читателю дойти до кондиции. Резюме «энцешных» сцен, которые то и дело оставляют авторы («Это было просто великолепно, это было ново, и, пожалуй, в нашей жизни чего-то подобного как раз не хватало»), помогают мало – как говорится, сколько ни повторяй «сахар», а во рту слаще не станет.
Время от времени в тексте встречаются пассажи, которые призваны заразить читателя настроением и состоянием персонажа – но они оставляют сильное чувство дежавю у того, кто успел прочесть хотя бы пару десятков фиков с маркировкой NC-17: «Блядь! Он горячий внутри, растраханный, как уличная девка, и охуенно соблазнительный, когда облизывает губы и смотрит на меня из-под полуприкрытых век». Или: «Я люблю минет, мне нравится ощущение чужой плоти во рту, нравится моя власть над ней».
Оживить NC-сцены призваны некоторые элементы БДСМ, однако они напоминают стандартный ассортимент в бдсм-отделе секс-шопов и оставляют чувство не дежавю даже, а вторичности.
Поэтому сцены назвать можно hot только по рейтингу, но не по произведенному в читательских сердцах, головах и прочих органах эффекту. Впрочем, здесь вступает в силу правило, которое в фандоме традиционно звучит как «На вкус и цвет фломастеры разные», поэтому я могу посоветовать любознательному читателю проверить эти сцены на «возбудительность» самостоятельно. Авось повезет.
Порно-сцены оживляются только при появлении в них Рона Уизли. Впервые читатель видит не успевших прискучить резиновых кукол с ограниченным диапазоном возможностей их эксплуатации, - а вполне живого человека с возбуждающими воображение подробностями. Картинка начинает приобретать объем, звук и запах (хоть и весьма абстрактный «запах возбуждения»), фактуру и тому подобное – такое ощущение, что кинооператору удалось наконец включить звук и цвет, а также подправить изображение до четкости.
Тут впервые появляются такие фактурные крупноплановые фразы, как «крупные яйца, заросшие волосом и влажные от пота и любриканта», «тяжело дышит, раздувая блестящие ноздри в мелких крапинах веснушек», «жесткий волосатый живот», «толстый член и мошонка спокойно висят между раздвинутых бедер, жирок на животе собрался складочками». Казалось бы – что за диво? Однако на фоне латексного снотворного секса на протяжении всех предыдущих 65 страниц эти эпизоды помогают читателю проснуться.
Пожалуй, авторы (как мне известно, приверженцы пейринга ГП/ДМ) столкнулись с традиционным кризисом семейных пар – нежные чувства и тяга друг к другу остались, а волнения уже никакого. В этом случае некие решительные советчики рекомендуют взять в постель третьего – и каким бы спорным ни был этот совет в реальной жизни, в фике он, как выяснилось, работает.
И все-таки - что ж это было?
Пользуясь случаем, хочу потеоретизировать.
Сочетание «абсолютного ООС» с тотальным АУ – серьезный риск, который оборачивается капканом для автора. Потеряв возможность пользоваться уже существующей в оригинале харизмой персонажа, фикрайтеру приходится создавать ее самостоятельно (с непредсказуемым эффектом), а также строить с нуля отношения между героями и заниматься тому подобными вещами, которые требуют и внимания к деталям, и тяги к кропотливой работе, и элементарной памяти на те главы, которые были написаны хотя бы пару дней назад.
Экшен – очень опасный жанр. Не терпит спешки, требует внимания к мелочам и – неоднократной вычитки и автором, и бета-ридерами.
Все это явно не годится для отыгрыша. Тем не менее здесь мы имеем дело именно со всем этим в одном флаконе: желанием дать читателю забойный сюжет, очаровать его обилием порно-сцен, поразить крутизной персонажей. Беда в том, что для такой стратегии нужен и аналитический талант, и умение ценить и понимать детали, и способность не спеша проверять свой текст на «вменяемость». Впрочем, являются ли все эти масштабные косяки отрыжкой «отыгрыша» или же они составляют неотъемлемую часть стиля авторов – решать их преданным читателям. В любом случае сидеть в капкане в одиночку не придется.
Бонус
Главный совет для читателя этого фика – читать быстро и не успевать думать, однако не забывая притормаживать на секс-сценах, чтобы успеть вполне их осмыслить и создать картинку для собственного пользования.
Бонус-2
По запросу:-)
"Капкан для ласки", авторы барон де Куртнэ & rane
Отзыв на фанфик "Капкан для ласки"
авторы барон де Куртнэ& rane (ГП/ДМ и Рон Уизли, слэш, NC-21, PWP, мат и графика)
по заявке current obsession
Капкан для автора
«Капкан для ласки» – 85-страничное макси, написанное двумя авторами в формате так называемого «отыгрыша» (когда фикрайтер пишет «за своего персонажа» и не договаривается о дальнейшем развитии сюжета с соавтором) и на перекрестке двух самых массовых, самых цепляющих жанров: высокорейтинговой порнографии с экшеном (в шапке он обозначен как «криминал»).
читать дальше
авторы барон де Куртнэ& rane (ГП/ДМ и Рон Уизли, слэш, NC-21, PWP, мат и графика)
по заявке current obsession
Капкан для автора
«Капкан для ласки» – 85-страничное макси, написанное двумя авторами в формате так называемого «отыгрыша» (когда фикрайтер пишет «за своего персонажа» и не договаривается о дальнейшем развитии сюжета с соавтором) и на перекрестке двух самых массовых, самых цепляющих жанров: высокорейтинговой порнографии с экшеном (в шапке он обозначен как «криминал»).
читать дальше