На фик "Руки из дерева" от Eishi, по заявке К. Сейчи
читать дальшеО чем этот текст? Я бы сказала – о том, как живые инструменты почувствовали себя людьми. Болванки, приобретшие форму, но еще не четкие очертания, внезапно осознали, что в них есть и что-то иное, кроме заданного направления развития.
Сюжета в тексте как такового нет – просто случайная встреча двух подростков, но вовсе не он заставляет взгляд нетерпеливо скользить по строчкам. Читая текст, я чуть ли не физически слышала «клик», «клик» – когда «зубья» инструментов сцеплялись друг с другом, прекрасно понимая и дополняя друг друга. Ощущение сближения, сработанности, слаженности их поражает с самого начала и далее углубляется. Какаши находится на одной волне с Тензо (или Тензо – на одной волне с Какаши), и их моментальное признание – удивительно. Подростки просто разговаривают, вроде бы бегло, совершенно не вдумчиво – но за это время они получили мощнейший заряд «поглаживаний» и одобрений. Этим можно объяснить редкую «приятность» текста – читатель, находясь на месте Какаши (это же его POV) и примерно представляя себе его характер, за все время диалога будет неоднократно «поглажен по спинке». Если бы я была кошкой, к концу чтения фика я бы уже мурлыкала .
Ничего не зная друг о друге, они, тем не менее, ухитрились сказать друг другу самое-самое главное – во что не поверишь сам, пока не услышишь, и что отчаянно хочется слышать от окружающих. И это сделало их случайное пересечение незабываемым.
«Тот самый, значит. Повезло мне. Поздравляю с новым назначением, джонин Конохи Хатаке Какаши.»
«– Я слышал, он был достойным человеком, – уверенно произносит он. – И одним из лучших шиноби. Что бы там ни говорили.»
«Я думал, „нормальный“– это не про меня»
«Ты не чудовище»
Признание и принятие – то, чего им не хватало. Кого-то, кто подсказал – ты достоин своего места в жизни, и ты не запятнан своим прошлым и своим талантом.
С другой же стороны... Есть и более неприятная сторона такого их понимания – они поняли друг друга, потому что во многом находятся в одинаковом положении. Многофункциональные инструменты, с которых по возможности убирают излишки – то, что помешало бы им быть идеальными. У Тензо эти ограничения больше и скорее физические – «Ты же знаешь, что тебе нельзя ходить куда-либо одному», но его не пытаются «подделать» под идеального шиноби, и подросток еще отзывчив и эмоционален – он зовет АНБУ-Рысь «нее-сан», «старшая сестра», и принимает ее объятие, он подходит к АНБУ-Медведю «повесив голову». Для Какаши подобное было бы невозможно.
С ним вообще ситуация другая – он сам, лично изгоняет все «мешающее» ему. «Он стыдится того, что в дни без миссий не может заставить себя подняться раньше полудня» – его «сонливость» не мешает никакой деятельности и активности, никто и не замечает – но Какаши стыдится собственного организма, требующего времени на восстановление. В понятие «правильный шиноби» Какаши также включил запрет думать на тему, что его не касается – «Щелк. Понимание того, что он пропустил момент, когда ему стало интересно, приходит через секунду. Какаши мысленно отвешивает себе пинок». Любопытство – естественная реакция, через нее узнается и познается множество интересных (и иногда даже полезных) вещей. Но имя того, с кем ты сейчас разговариваешь, по мнению Какаши, значения и смысла не должно иметь. Зачем? Для какой цели? Но Тензо «расшевеливает» его, и Какаши вспоминает о том, кем он должен быть, только при появлении АНБУ. «Он только сейчас понимает, что рядом со странным мальчишкой вел себя совсем как обычный подросток. Лицо начинает гореть. Слава богу, под маской этого не видно. Не хватало только, чтобы кто-то из АНБУ увидел, как молодой джонин Хатаке Какаши краснеет, будто нашкодивший сорванец.» Вот так. Самое страшное внутреннее ругательство – «обычный подросток», ведущий себя как «нашкодивший сорванец». Какаши отчаянно хочется быть «правильным» и «взрослым», и самое большое его недовольство – что у него никак не получается...
Они оба зажаты в рамки, в которых им тесно. Тензо несвободен физически, Какаши – духовно. Случайная встреча на значимой для обоих обзорной площадке – и рамки немножко покачнулись, дав увидеть их – настоящих. Какаши – любознательный подросток, живо интересующийся людьми и их поведением (во время разговора он замечает мелкие-премелкие детальки). А Тензо – общительный, умеющий делать уникальную технику, а вовсе не «сбежавшее чудовище». И, конечно, если не вдаваться в их будущее, при прочтении собственно текста хочется верить, что они сохранят это свое ощущение – несмотря на то, что окружение их не поддерживает в этом. Какаши постоянно позиционирует себя как противоположность Обито, к Тензо окружающие его АНБУ, скорее всего, равнодушно-бездушны (но у него есть АНБУ-Рысь).
Это все было о том, что в тексте. А теперь немножко о «как»: текст прекрасно выдержан в едином стиле, с атмосферой теплого дня – она как задается «Солнечный луч горячей лентой ползет к руке Какаши, ложится на нее желтым браслетом», так и сохраняется далее. Язык очень легкий, описательный, само строение предложений приятно и воздушно, по тексту разбросано множество деталей, делающих текст живым и достоверным («А повязка с протектором у Тензо, кстати, на ноге. Она на пару ладоней выше колена, затянута туго, но не настолько, чтобы мешать движениям.»). Несмотря на внутренние проблемы обоих героев текста, само повествование подано спокойным, привычным (немножко «до ужаса привычным», но в этом и смысл) и несмотря ни на что – очень позитивным.
Детство шиноби, поданных в сериале уже взрослыми – это всегда сложная и трудная для выписывания тема, когда нужно, смотря на взрослого, увидеть в нем черты ребенка и описать это так, чтобы читатели поверили. У автора это получилось прекрасно – без лишнего ангста, в который иногда впадают, с душевной теплотой (когда автор любит героев, это всегда чувствуется), так что можно только поздравить автора с таким удачным текстом и искренне порекомендовать ее текст тем, кому интересен вопрос «А какими любимые герои были в детстве?». Думаю, Eishi дала хороший ответ.