Каждый сквик корежит одинаково; каждый кинк кинкует по-своему.
читать дальшеЧудище огромно, обло, озорно, стозевно и…
В целом фик представляет собой серию разноплановых зарисовок, связанных лишь главным героем. Маэль Сурана, эльф, маг крови – знакомая картина, верно? Открой почти любой слешный фик по этому фандому – обязательно напорешься на «тонкие пальцы мага» и «забавно торчащие острые уши», и хорошо, если эти самые уши будут торчать только в тексте, а не из него.
Маэль безупречно спокоен и безмятежен; ключевое слово – безупречно.
Маэль выглядит и ведет себя дико; дико – для остальных членов отряда, а в особенности Алистера, но не для самого себя.
Маэль любим всеми; любим не «несмотря» и «вопреки», но «за» и «потому что».
Потому что – Маэль, говорят остальные персонажи, беспомощно пожимая плечами, и, совершенно очарованные, послушно выстраиваются в очередь к палатке мага. Что удивительно, они даже не спорят между собой за «право первой ночи», молчаливо принимая исключительность стража на веру и прощая ему все, что только можно и нельзя простить. Даже Морриган не покидает его перед битвой с Архидемоном, услышав отказ от ее ритуала – хотя предлагала ли она его вообще?
Спокойствие Маэля вызвано не уверенностью в себе и своих силах; это спокойствие человека, знающего точную причину своей смерти, смирившегося с ней и использующего это знание по максимуму. Его единственным предназначением стало убийство Архидемона, и ради исполнения этой цели он идет на все.
«Я использую вас, что-то большее использует меня…», - спокойно признается он Зеврану, зная, что тот поверит и примет это как должное.
«Я был просто лучшим из путей для тебя», - убеждает Алистера, готовя его к неизбежному расставанию.
«Не всё ли равно, что произойдёт с телом, когда меня в нём уже не будет?», - безмятежно улыбается Лелиане, когда ничего уже не изменить.
Автор увлеченно и со вкусом описывает героя: множество мелких деталей вроде по-звериному подвижных ушей или постоянно меняющегося(под настроение?) мусора в волосах эльфа создают перед читателем яркий и живой визуальный образ. Мысленный же образ выстраивается достаточно неровный – в чем-то оригинальный и интересный(очень удачная находка – ежедневное гадание и привязка к рунам), но, увы, сладкий душок мэрисьюизма добрался и сюда. Иногда и вовсе кажется, что фамилию Сурана страж получил по ошибке, а на самом деле он – какая-нибудь из ошибок Флемет(не каждый же раз рождались девочки?), настолько похожи они с Морриган в своем загадочном молчании. Но если поведение Морриган больше смахивает на защитную реакцию и может кардинально измениться под влиянием ГГ, то Маэль не сбивается со своего пути никогда – даже во время секса, даже под пытками, даже в смерти.
Неладно что-то в королевстве Ферелден!
Почему вдруг такая большая часть рецензии посвящена стражу, может спросить читатель, вспоминая десятки, а то и сотни прочитанных фиков и шесть прохождений, отличающихся лишь началом и парой строчек диалога в конце. Но вспомнит ли читатель замысловатые и труднопроизносимые имена всех тех Суран, Амеллов, Хоуков и Кусландов, чьи разнокалиберные части тела обязан был опробовать на себе Зевран? А всех тех милых леди, которых охаживал своей единственной уже-далеко-не-девственной частью тела Алистер?
Вряд ли. Конечно, можно предположить, что найдется такой гений – но в этом случае его можно лишь пожалеть, поскольку редко на туманных фандомных просторах попадается фик, страж в котором действительно был бы достоин запоминания.
«От конца к началу» - именно такой фик. Его стоит читать не ради захватывающего сюжета - которого там, впрочем, не слишком и много. Ради нового взгляда на любимых персонажей открывать его тоже вряд ли стоит - регулярно появляющиеся здесь Зевран и Алистер поразительно каноничны. Каноничны в том смысле, который в это слово может вложить не игрок, страстно прокликивающий все строчки диалогов ради очередного куска информации, но сам Страж, и даже внезапная перемена ориентации Алистера, продиктованная кинком, прописана мягко и верибельно. К сожалению, тот же кинк диктует и ВНЕЗАПНЫЕ переходы от "горячих" сцен к милому сладкому джену о спасении юной души из темного леса, и как единый текст воспринимать работу не рекомендуется от слова совсем.
Читать стоит любителям оригинальных деталей; в фике не найдешь ни единой мелочи, при виде которой любой ярый канонист не впал бы в боевую ярость с кодексом наперевес, но все они в итоге находят свое место и не режут глаз нестыковками.
Ну и, конечно, нелюбители оригинальных персонажей(или любители только своих оригинальных персонажей, что есть одно и то же) тоже проходят мимо, капая ядом на очередного эльфийского марти-сью.
О стиле и языке автора уже говорилось в двух предыдущих рецензиях, поэтому я позволю себе добавить лишь небольшую личную ремарку - техническая сторона текста практически идеальна, но некоторая обрывочность и сухость предложений все же присутствует. Особенно успело набить оскомину бесконечное повторение эпитета "безмятежный" применительно к главному герою: он безмятежно улыбается, безмятежно разговаривает, удивительно, что кошмары ему все-таки снятся, иначе, думаю, и спал бы он тоже как ребенок. Безмятежно.
Однако это лишь мелкая придирка, в остальном же текст читается легко и приятно.
Quod scripsi, scripsi, или
Текст, которому посвящена рецензия, целиком и полностью кинков. В этом его сила и его слабость – заказчики и читатели со схожими предпочтениями проглотят фик залпом и затребуют еще, но стоит читательскому кинку разойтись с авторской мыслью хоть ненамного, как он мгновенно теряет большую часть своей прелести.
Я, как рецензент, испытала это и на себе. Первый фик цикла был написан на мою собственную заявку, и в свое время я следила за приключениями Маэля буквально с замиранием сердца. И герой, и его действия, и весьма своеобразный фанон автора казались мне логичными, правильными и безумно интересными – потому что совпадали с тогдашними кинками и любимыми персонажами.
Единожды написанный текст статичен; читатели меняются.
Впрочем, работа далеко не зря попала в число лучших на прошлогоднем RSYA: это действительно очень качественно написанный и интересный текст. Исключительно для фанатов двух основных пейрингов, конечно – но разве мало их, этих фанатов?