В рамках Свободного участия озыв на Ultimo Ratio, автор -Трейсмор Гесс (СС/ГП, скорее R, миди, агнст, драма) по заявке Эффка
читать дальше«Ultima Ratio» – один из моих любимых снарри, если не самый любимый. Трейсмор Гесс ака Лора Бочарова – один из любимых авторов в фандоме. Поэтому объективного разбора не будет (если он вообще возможен), будут мысли и ощущения, навеянные текстом.
Фики Трейсмор Гесс – проза, написанная поэтом. Отсюда метафоричность, отсюда своеобразная композиция, которая в обычной прозе показалось бы рваной. Отсюда множество цепляющихся друг за друга ассоциаций, ускользающих смыслов, условность, рождающая, тем не менее, яркие и объемные образы.
Вряд ли открою секрет, если скажу, что идея «Ultima Ratio» тесно связана с ролевой игрой, со сложившейся в какой-то момент игровой ситуацией. Это тоже важно – тексты, родившиеся из ролевок, могут быть прекрасными и бездарными (в зависимости от таланта автора), но в них почти всегда есть пронзительная личная нота – следствие глубокого проживания ситуации и образа героя.
Здесь герой, разумеется, Снейп. Ни в коем случае не канонный, но у автора давно уже свой канон. И этот канон лично мне импонирует. Снейп Лоры циничный, романтичный, сильный и слабый одновременно. Он способен на подвиг и на подлость, причем и то и другое может совершить просто из интереса или со скуки. Он притягателен, как любая тайна, и люди охотно проваливаются в омут его фантазий. Он исследует границы дозволенного и границы чужого терпения. Он выполняет роль камертона, проверяющего жизнь на чистоту звучания, улавливающего фальшивые ноты. Он срывает покровы с одного и наколдовывает их для другого в количестве.
«Ultima Ratio» начинается с обычного, в общем, приема для снарри. Сближение героев под влиянием обстоятельств, секс по необходимости, вызванной магическим воздействием. В данном случае эта необходимость – амулет в виде нашейной цепочки, который надел на Снейпа Темный Лорд. Он поглощает энергию человека, отнимая его силы, а подпитывается во время полового акта. То есть для нормального существования носителю амулета необходимо регулярно заниматься сексом. И Снейп обращается к Поттеру за помощью. Обращается своеобразно, как будто сам делает одолжение, а не просит о нем. И шокирующе прямо:
«Вы достаточно невинны, чтобы не испугаться сразу, и достаточно честны, чтобы не бегать от данного слова. К тому же вы так и так смертник»
Этот Снейп вообще пугающе откровенен, ироничен и самоироничен. И еще он виртуозный лигилимент, по канону. Хотя временами кажется, что для считывания мыслей профессору зельеварения не нужна лигилименция – достаточно знания человеческой природы. В первом разговоре с Поттером он озвучивает не просто основное условие лигилименции, но и один из собственных жизненных принципов:
«Надеюсь, вы понимаете, - поджал губы Снейп, - что невозможно откорректировать картину в воображении собеседника, если сами вы не в состоянии ни отделить правду от лжи, ни прочесть основной символ, несущий всю конструкцию, ни полностью освободиться от чужих влияний?.. Вы понимаете, что управлять иллюзиями может только тот, кто сам их лишен?».
Отказу от иллюзий он в дальнейшем станет учить и Поттера. Посредством секса, ведь это все-таки снарри.
Поттер, конечно, соглашается на предложение. Из гриффиндорского чувства ответственности, которое Снейп не раз помянет насмешливым словом, и из-за того, что его просто взяли «на слабо». И совсем немного из юношеского любопытства, которое без труда считывает в его сознании Снейп.
«Ну вот, я знал, знал!.. А все-таки единственный, кому он это говорит - Я!! И как я с ним управлюсь??.. Даже не верится, моя взяла!!.. Долго же он ходил кругами…»
Снейп, впрочем, тоже выбрал Поттера не только из-за необходимости удовлетворить жажду амулета:
«О, заткнись! - пожелал он себе. - Если бы не Темный Лорд, у тебя не было бы никакого шанса оправдаться. Два года назад краснеющий Поттер лепетал тебе над Думосливом, что не получил никакого удовольствия от подсмотренного - и на какой мысли ты себя поймал?.. И выгнал его так же, как и теперь, рефлексы неизменным».
Но это не банальное физическое притяжение к юному телу и не влюбленность учителя в ученика. Чтобы управлять чужими иллюзиями, нужно самому от них отказаться. Но жить без них сложно. Такая жизнь натирает душу, как амулет Волдеморта шею. И Поттер по стечению обстоятельств оказывается для Снейпа той самой, единственной иллюзией:
«...Одна прекрасная иллюзия, Гарри. Я любил тебя всю жизнь. Еще до того, как я узнал твоего отца, до Хогвартс-экспресса, с того самого момента, как научился произносить собственное имя. Мне как воздух был необходим человек, в которого я мог бы верить. Есть Мерлин, пропитавший собой твердь волшебной Британии, есть и всегда были Темные Лорды, льющие ее кровь. Нет человека между этими полюсами, потому что я – обычный человек, и хочу верить в человека.»
Этот внутренний монолог Снейп произносит во время первой близости. Но только внутренний – по поведению с Поттером его в романтических чувствах не заподозришь. Он лаконичен, насмешлив, лишен снисхождения к первому опыту любовника. Вообще эта сцена – одна из моих любимых эротических сцен в фанфикшне. Здесь нет ни розовых слюней, ни гипертрофированной грубости. Только внутренний и внешний диалог чужих пока людей, которые сближаются, ищут пути друг к другу, прилаживаются, как шестеренки в механизме (не даром у автора во многих текстах проскальзывают «механические» метафоры). Здесь вообще мало секса, как такового, и много лигилименции. Как, впрочем, во всем фике, где секс лишь инструмент познания себя и другого.
А Снейп стремится не просто узнать Поттера, его он, по большому счету, знает. Он хочет, чтобы тот узнал себя. Мало получить идеал, нужно посмотреть, как он устроен, разобрать его на детали, испытать на прочность. В этом весь Снейп.
Он намерено подвергает сомнению ранее усвоенные Поттером истины, заставляет задуматься о необходимости самопожертвования, обесценивает чувство долга, бывшее до недавнего времени стержнем личности Гарри. Предъявляет Поттеру его темную сторону (разговор во время секса о возможной будущей встрече аврора Поттера и подследственного Снейпа).
И, разумеется, добивается результата. Поттер перестает быть хорошим мальчиком, тем, кто живет для других. Отныне он хочет жить для себя, потому что остальное кажется ему обманом. Не из-за того, что он на самом деле «плохой». Из-за потери ориентиров в жизни, свержения всех ценностей разом. Нелегкое испытание даже для зрелого человека, а он все-таки подросток.
Который, в одночасье разочаровавшись в прежних кумирах и в самом магическом мире, отправляется из туманной Британии в теплые края, оставляя магический мир разбираться с Волдемортом. И становится не интересен Снейпу. Потому что перестал быть идеалом, к которому тот стремился, превратился в обыкновенного эгоистичного подростка. Идеал не выдержал тщательной и жестокой проверки. Кто бы сомневался.
Хотя есть другая причина того, что Снейп отказывается следовать за «пославшим» магический мир Поттером. Для Гарри он всего лишь любовник. С которым интересно, которого хотят, но не любят. Возможно, это причина основная. Автор ловко уличает своего героя в слабостях и самообмане.
А что же Гарри? Какой он тут? Честно говоря, непосредственно Гарри в этом фике нет. Несмотря на его ПОВы. Это все равно Поттер, увиденный глазами Снейпа, даже когда Снейп в действии не участвует. Потому что Снейп не только главный герой фика, он еще и его автор. «Ultima Ratio» - история, рассказанная Снейпом, возможно, пригрезившаяся ему или придуманная им. Когда это понимаешь, становится ясно многое другое.
Например, жесткие, язвительные, даже уничижительные характеристики, которые даются большинству персонажей фика (завистливая посредственность МакГонагалл, ограниченная Молли, Тонкс, тайком разыскивающая зелья для зачатия). Это можно было бы принять за нелюбовь автора к конкретным героям (известное в фанфикшне явление), если бы не пересмешническая двойственность текста, неожиданные детали и отдельные фразы, заставляющие взглянуть на картинку под другим ракурсом.
Несмотря на расставание героев и разочарование, финал не кажется грустным. Просто еще один виток жизни Северуса Снейпа на его пути к невозможному. Хотя…
«Любящие бессмертны. Те, кого любят, бесмертны.
На основании первого пункта я выйду против темного Лорда один на один.
На основании второго я потерплю поражение, потому что я - не дитя предназначения.
Ты был моим последним и единственным шансом, мальчик».
"Ultimo Ratio", Трейсмор Гесс
В рамках Свободного участия озыв на Ultimo Ratio, автор -Трейсмор Гесс (СС/ГП, скорее R, миди, агнст, драма) по заявке Эффка
читать дальше
читать дальше