Отзыв на фанфик "7 Ночей, или Новые сказки Шахерезады" автора Svengaly по заявке kaiman.
читать дальше*Отзыв написан в формате эссе.
**Это произведение поразительным образом описало все мои девические мэрисьюшные фантазии, практически как зеркало отразив их, только преломив через мир Поттерианы, сказок, мифов, легенд… настолько чётко поймав и мою внутреннюю сущность, и мои нынешние личностные процессы… что мне, честно говоря, было читать его чем дальше, тем страшнее и вдохновеннее… Я не могу передать, насколько благодарна Svengaly, что она создала этот фик, и миру в лице рек-феста, которые просто обязали меня его прочесть.
***Мне очень хотелось рассказать об этом фике, минимально раскрывая его содержание, чтобы ни на грамм не уменьшить читателю удовольствие от его прочтения. Поэтому я выбрала способ и форму, которая может дать его почувствовать. Но, вероятно, далеко не всем эти способ и форма будут понятны или придутся по душе.
Итак.
Фабула фика – Гарри читает сказки.
Гарри времён седьмого курса. В бесплодных и беспомощных попытках понять, где найти хоркруксы. Коротает одинокие дни и ночи в доме на Гриммаулд-плэйс в компании огневиски, Кричера, странной восточной книги сказок… и пряной волшебной смеси книжных фантазий, снов и реальности, в которой разобраться не так-то просто. А вот если ему удастся разобраться и найти путь в этой книжке, в этих образах, в этих смыслах и этих посылах, разгадать эту загадку – может быть, он сможет понять, где ему искать хоркруксы! Может быть, он сможет понять, как победить Волдеморта! Может быть! Может быть…
Структура фика – путаница-вереница из сказок, в каждой из которых кроется кусочек разгадки. Канонные факты сплетаются с АУ. Вымысел сплетается с реальностью. В каждом герое и событии намешано щедрой рукой автора ингредиентов и канонных, и фанонных, и совсем фантасмагоричных. Кто же истинный герой, а кто книжный? Кто настоящий, а кто фантом? Где истинный ориентир, а где ложный? Путаница…
Да, эта история, как настоящая женщина, запутывает – но именно для того, чтобы распутать. Когда ум запутывается и перестаёт анализировать, когда рвутся шаблоны… в ход запускаются те механизмы нашей души, о которых мы умом и представления не имеем. И именно они показывают нам входы, выходы и ответы.
Итак, это история-луковица. История-матрёшка. Это сказка в сказке. И опять сказка в сказке. И опять. Каждая предыдущая оказывается фантиком для следующей. За слоями открываются слои, оказывающиеся волшебным, действительно сказочным образом переплетёнными друг с другом посмертной волей престарелого шутника-Дамблдора. «Это снова был сон, вложенный в предыдущий сон, как в конверт, и эти сны всё возвращались письмами, адресат которых выбыл.»
Я, пожалуй, только одну такую книгу-луковицу до этого читала – «Рукопись, найденную в Сарагосе». Да.
Ммм… я, как женщина, сама сразу ощутила себя Инь – этой сказкой и этой афритой – а ведь мне, как читателю и рецензенту, напротив, нужно было стать Ян и исследовать содержание, преследовать ускользающую разгадку! Что ж, пришлось постараться одновременно быть и открывателем, и открываемым, и завоевателем, и призом, и Ян, и Инь…
Итак, вот он – Гарри. Ищет выходы. Ищет ответы. В добровольном одиночестве-заточении. Неудовлетворённый. Уставший. Почти отчаявшийся. «Гарри погрузился бы в апатию, если бы не вспышки ярости, разрывающие усталое оцепенение, как молнии разрывают грозовые тучи.» И вот он начинает видеть вокруг себя странное шевеление жизни. Подсказки. Загадки. Сны. Призраков. Намёки на ответы. Так в силу вступает манящее начало Инь… и первое женское проявление – сама книга «Арабские ночи». Магическая книга, проводником по которой выступает коварный и лукавый чародей Альбус Дамблдор с его, как всегда, неясными намерениями. А главной героиней женщины-книги является, естественно, женщина – сказка. А главной героиней женщины-сказки – естественно, женщина – африта Шахерезада, подаренная Волдеморту для того, чтобы… для Того, Чтобы. Ну хотя бы для того, чтобы рассказывать ему сказки.
Ни одна настоящая женщина никогда не давала прямых ответов. Сказка-история в этом фике, как та самая африта – коварная восточная красавица, приподнимает свои покровы по одному, подмигивает из-за них, блестит лукавой улыбкой, и снова ускользает, сотворяет мороки и не даёт понять, какой покров верхний, какой нижний, какой истинный, какой ложный. За какое именно свисающее полотно нужно хватать мужчине, преследующему эту неуловимую Истину женского рода, которая кроется за всеми этими покровами… Она запутывает соискателя её руки, как любая настоящая женщина, и бесстрашна в своём коварстве даже перед лицом смерти… и, как любая настоящая женщина, ждёт, что только достойнейший из достойнейших поймает её, трепещущую, в центре всех размотанных покровов… и это она сплела ту самую сеть из света, по которой он шёл, и она притянула его сюда, и в то же самое время, он шёл сам по этой сети, своей волей и своим движением через пропасть.
Так начинается игра женского и мужского начала, игра Инь-Ян, в которую Инь затягивает Ян. Ну а Ян следует своему пути и манящему аромату Инь. И это путешествие читателя сквозь фик, Гарри сквозь книгу разбивается на множество мелких путешествий по сказкам, встроенным в фик.
Что делать читателю? Быть искателем. Что делать искателю? Читать. Он читает. Сказку за сказкой. Пытается увидеть и понять смыслы. Структуру. Значение рассказанного. Цель. Смеётся над пафосным, нарциссичным и не понимающим ничего Волдемортом. Комичным в своих глупых ужимках Петтигрю. Опереточной дёрганой Беллатрикс, пародией на женственность рядом с Шахерезадой. Пытается постичь Шахерезаду и её цели и намерения… ооо, это большая ошибка. Здесь результатом постижения становится процесс постижения. Но помним – искателю нужна не сама Шахерезада вовсе, а те ответы, что она может дать ему.
И каждая сказка даёт свой смысл и свой ответ, а на самом деле – частичку основного ответа. Нужно только его взять. Именно этого умения так не хватает сказочному Волдеморту.
Первая сказка – вводная. Вторая же, на мой взгляд, наиболее значимая. Это сказка о самом Гарри. В ней вселенная троится, показывая три варианта развития событий истории Поттерианы «если бы…» и закукливается спиралью вокруг фигуры Гарри, калейдоскопически и даже гротескно меняясь вокруг её неизменного центра… показывая, что все изменения ведут к неизменности. Все ключи – исключительно способы для запуска и раскрытия того, что у нас внутри. А оно такое как есть и оно неизменно и божественно в своей целостности, принимаем ли мы свою природу или отказываемся от нее, желая того, чего у нас и в нас нет… в какие бы декорации, как в те самые покровы, не заворачивалось наше истинное Я. Как та Истина женского рода… Ответ внутри. В самом задающем вопрос. Отказаться от него невозможно по факту бытия.
И все последующие сказки только добавляют новые штрихи и оттенки в это движение вовнутрь. Все сказки наполнены женской магической символикой. Самое простое: совы, кошки, бабочки, змеи. В каждой сказке свой Ян-искатель сталкивается со своей Инь-загадкой, которая именно для него приобретает особый вид, вкус, аромат, и все эти загадки объединяет только то, что касаются они внутренней сути любого искателя… и все они прячутся под покровами, маня искателя за собой, поблёскивая глазами и улыбками из-под тех самых покровов.
Для искателя-Гермионы – это древнеегипетский мир и богиня Баст, и её посланница кошечка Каит.
Для Рона – ужасающая паучиха-каннибал, которая не то, что кажется.
Для Скримджера – Нагайна, содержащая в себе драгоценную тайну времён царя Соломона.
Для Драко – старинный испанский замок и мрачная шахматная комната с плясками скелетов на стенах.
Для Петтигрю – прекрасная девушка-убийца с потупленными глазами и кроткой улыбкой.
Для Люпина – таинственная зачарованная амфора и её обитатель.
Для Корнелиуса Блэка – таящая смерть краснофигурная ваза с изображением Медеи.
А для Волдеморта – сама африта Шахерезада…
Правда, красиво? Я вот увидела их ответы об их внутренней сущности, но, следуя Шахерезаде, их тут не скажу. Получите их вместе с каждым искателем, будучи им.
Постепенно сказки становятся всё более похожими на реальность, а реальность Гарри – напротив, всё более похожей на сказку. Коварные Дамблдор и Шахерезада запутывают всех искателей: Волдеморта, Гарри, героев рассказываемых сказок и, конечно же, читателей, и совершенно уже теряется понимание, где правда, а где вымысел, и какой в этом во всём умысел…
И каждая сказка наталкивает читающего его на одно. На то, что заложено в главной сказке для Гарри. Увидь, к чему ты стремишься. Чего ты желаешь. Себя. На самом деле. Вот в чём Истина.
Кстати, до середины текста, я недоумевала, где ж тут Северус Снейп, упомянутый в шапке. И вот когда вдруг в сказку превращается реальность Гарри, из уст Дамблдора искатель узнает занятные факты о «существе, которое ты знаешь под именем Северус Снейп» (с). И больше я ничего не скажу, как та самая Шахерезада. Ну, кроме того, что Снейп вторгается в одиночество Гарри самым неожиданным и волшебным образом.
…И чем далее, тем более я понимала, что и Гарри, и Волдеморт, и все герои сказок тут являются статистами, на фоне которых всё более и более чётким контуром проступают главные герои, призванные решить вопрос судьбы магического мира, Белого и Чёрного, Гарри и Волдеморта, а именно.
Мрачный и убийственно точный, облачённый в немногословие сарказм африта в мужском обличье. Танцующе-лёгкая и издевательски-провоцирующая, прикрытая ладошкой усмешка африты в женском. В каждой серьёзной фразе скрыта шутка. В каждой шутке – исключительная серьёзность.
Ну и сплетающий эти Инь и Ян-нити в единое плетение во исполнение своего замысла, который ближе к концу уже чётко становится ясен читателю-искателю, дирижёр-кукловод. Мудрый, лукавый, непостижимый, подсмеивающийся надо всем… со своими шутками-недомолвками с двойным, тройным, четверным дном – Альбус Дамблдор.
…и! концовка фика сразу же опровергает всё вышесказанное. Жизнь переменчива в своей неизменности и неизменна в своей переменчивости. Изменить можно всё одним движением… лишь в рамках и пределах этого «всего». И творец этого изменения – человек, включающий его той силой, которая является движущей силой всего его бытия – ЖЕЛАНИЕМ. Искатель. Гарри.
Прочитайте этот фик, и вы увидите что-нибудь из того, что я тут написала. Или что-то совершенно другое. Своё. Фик великолепен.
И ещё. Ну не могу в конце не поддаться коварству Инь. Потому что на самом деле было на уме у Шахерезады, пусть и сговорившейся с Дамблдором, мы никогда не узнаем…
Отзыв на фанфик "7 Ночей, или Новые сказки Шахерезады" автора Svengaly по заявке kaiman.
читать дальше
читать дальше