Отзыв на фанфик Так или иначе автора Fiabilandia, по заявке Fiabilandia
Полет белого кролика над апельсиновыми часами
Если бы я просто так захотела прочесть фанфик «Так или иначе», то закрыла бы его сразу, как только увидела бы «шапку». Ну, что тут может заинтересовать? «Отказ: на траву пока хватает. Аннотация: Если кто-то обретает счастье, кто-то другой его теряет. Комментарии: Психоделика инсайд»
Психоделика для человека, с детства мыслящего логически, вещь непонятная, абсурдная, неприемлемая.
Если бы меня спросили, когда я прочла его в первый раз, о чем он, я бы не смогла ответить внятно. Ни о чем.
читать дальшеНо так случилось, что это – мое задание, и я читаю его раз, другой, третий… Пятый. И понимаю, что ничего не понимаю.
Вот Гарри бежит домой, торопится, как белый кролик из всем известной сказки Л. Кэролла, – видимо, читатель должен сразу сообразить, что впереди если уж не падение в нору то, по крайней мере, Страна чудес.
И вскоре чудеса начинаются. Дома юношу ждет профессор Снэйп собственной персоной. Лично для меня это – чудо. Никогда не понимала, как два таких совершенно несхожих человека могут близко сойтись.
Снэйп совершенно канонный: мрачный, недружелюбный, жесткий и, разумеется, мы его застаем за любимым занятием – зельеделием.
Зато Гарри предстает в одном из фанонных вариантов – изредка такой встречается в некоторых снарри: робкий, запуганный, неуверенный в собственной правоте, весь в сомнениях и угрызениях совести. Оказывается, они близки настолько, что между ними случается секс, молодой человек ждет его, затаив дыхание. Но ждет, похоже, напрасно – получив удовлетворение, старший товарищ исчезает, даже не позаботившись о состоянии своего юного партнера.
На любовь не похоже. Скорее это наказание, вроде чистки котлов. Только вот за что? Это только первый вопрос, который появляется в процессе чтения. Дальше вопросы возникают в каждом абзаце, как грибы после дождя.
«…Гарри влез в свою невзрачную куртку – «Конспирация, Поттер, еще никому не вредила» – и вышел в промозглое утро, тихонько прикрыв за собой дверь…» .
Конспирация? А что, кругом враги? Не похоже. Он спокойно, не прячась, идет по улицам города, встречает школьную подругу, при этом на его жизнь никто не покушается. В процессе беседы с Гермионой выясняется, что Гарри Поттер отлынивает от службы, причем сам не понимает, как это случилось. Зато читатель уже начинает догадываться, что у кого-то бред.
***
Несколько лет назад я попала в больницу, и мне была назначена операция. Анестезиолог всадила мне в вену длинную иглу, впрыснула из шприца раствор и приказала:
– Считай вслух.
– Раз, два, три, четыре, пять… десять… пятнадцать…
И вот я в другом измерении. Я не то парю, не то лечу в светлом тоннеле. Это не просто труба, это труба-лабиринт. Его круглые стены постоянно меняются: цвет, размеры, фактура, ничто не остается постоянным больше секунды, я меняю направление, но везде одно и тоже, вернее, все одинаково изменчивое. То лиловые барханы, то мелкий желтый кирпич, выложенный елочкой, то жидкий зеленый песок, то твердые ядовито-розовые волны. Непонятно, где верх, где низ, не за что зацепиться, не на что опереться, только непрерывное скольжение в ежесекундно меняющемся пространстве. Все знакомо, и ничего не понятно, а в голове, как бешеные рыбки в аквариуме, мечутся вопросы: «Это что? Где я? КТО Я?»
***
Почему мне вспомнился тот давний лекарственный сон?
Потому, что я снова перечитываю историю, написанную Fiabilandia. И, как в моем сне, здесь все знакомо и ничего не понятно, идет невесомое скольжение по описаниям и диалогам. Ни в чем нельзя быть уверенным до конца, ничего нельзя утверждать наверняка. Что существует в реальности? Желчный профессор, или торговый манекен? Хозяйничает заботливый домовик, или сами собой скрипят рассохшиеся половицы? У меня нет ответа. Может быть, автор подскажет?
Ага, кажется, разгадка близка – вместе с героем мы оказываемся в больнице. «И тебя вылечат, и меня вылечат». Сейчас мы во всем разберемся. Но, не тут-то было. Снова начинается скольжение во времени и пространстве. Возникают ниоткуда часы с тикающим сердцем; Джинни – то ли девочка, то ли виденье; прыгающая на соседней кровати Луна Лавгуд – ну, этой девушке с пограничным сознанием здесь самое место; и вот снова появляется язвительный и неласковый Снэйп.
Не сказав ничего приятного или хотя бы ободряющего, мрачный зельевар уходит, оставляя героя в состоянии непонятного оптимизма и уверенности, что все будет хорошо. У меня, как у читателя, подобной уверенности не возникает.
Но, может, я снова ошиблась? Вот же он, Северус! Ждет парня дома, достаточно мило с ним беседует, даже позволяет себя обнять, правда, в зеркале не всегда отражается. Ну, так, возможно, дело не в нем, это просто зеркало плохое? Хорошие зеркала раньше делали на основе серебряной амальгамы, а это – алюминиевое, старое, в трещинах. Или дело в том, что профессор мертв? Герой произведения объясняет произошедшее побочным действием лекарств. В это я верю, на себе испытала, от препаратов может и не такое привидеться.
Продолжаю читать и по-прежнему ощущаю смысловую пустоту. Вот Гарри: то на работе, то в кафе с девушкой, отношения с которой никак не определяются, и где-то рядом незримо, неощутимо, как призрак, присутствует деловитый немногословный Снэйп. Оказывается, он может элегантно одеваться и проявлять внимание, но, едва настроившись на секс с желанным мужчиной, молодой человек вновь оказывается в больнице.
Игры разума продолжаются. Еще один выходец с того света. Или из другой реальности? Псевдофилософская беседа с профессором Дамблдором заканчивается сентенцией:
«Выбери свой путь, Гарри. Нет, не нужно делать это прямо сейчас, куда бы ты ни пришел, перед тобой всегда будут две двери. Просто реши, какая из них твоя. И помни, мой мальчик, так или иначе. Так или иначе».
Ну, это и ежу понятно. Если человек не находится в состоянии расширенного сознания, как герой произведения, то он постоянно сталкивается с выбором чего-либо. Это нормально, привычно, обыденно настолько, что мы порой решаем поступить «так или иначе» автоматически, не задумываясь, не вкладывая в свое решение особых усилий, не подводя под процесс философскую базу.
Как-то мелко для мудрого старого профессора и великого мага. Мог бы чего-нибудь и поумнее завернуть. Ах, да! Мы же в больнице, и весь разговор происходит в больном воображении Гарри Поттера, а молодому человеку дилеммы подобного уровня простительны.
Круговерть знакомых образов все продолжается и продолжается. Снэйп, Джинни, Джинни, Снэйп, часы с маятником, Дамблдор, опять Джинни. Как хождение в доме со смежными комнатами – поначалу кажется, что их много, но на самом деле просто переходишь из одной в другую и, сделав круг, возвращаешься в первую.
Как говорила Черная Королева: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте».
Снова, как белый кролик, торопится Гарри. Куда? Зачем? Надо полагать, в свой мир, за грань реальности, туда, где его ждет неприятный, недобрый, нелюбящий, но все еще желанный Северус. Что же произошло с бывшим гриффиндорцем, а ныне сотрудником Аврората? Его оглушили проклятием враги? Он упал с метлы во время тренировки по квиддичу? Или обкурился травой, упомянутой в «шапке»? Герой убегает, оставляя вопросы без ответов. Не дает ответов и автор, предоставляя нам право самим придумать обоснование по своему вкусу.
***
«А над нами километры воды, а над нами бьют хвостами киты»* Мне кажется, что человек, который написал эти строки, побывал там же, где и я.
Полет окончен, я лежу на дне океана, не могу двинуть ни рукой, ни ногой. Через толщу воды слышу женские голоса, звяканье инструментов, но не могу понять, о чем они разговаривают, над чем смеются. Страха нет, я ведь дышу и люди где-то рядом, а киты проплывают мимо, им нет до меня никакого дела.
– Как тебя зовут? Из какой палаты?
Я отвечаю, едва ворочая языком. Меня, как бревно, перекладывают на каталку, укутывают тонким больничным одеялом и что-то засовывают под бок. Мысли в голове короткие и деревянные, как у Буратино. «Мне неудобно. Что там такое? О, это мои тапочки. Это же неправильно. Негигиенично. Наверное».
Я окончательно вернулась в этот мир. Осознание неправильности – это такой якорь, который позволяет нам зацепиться за реальность. Ведь там, в цветных лабиринтах психоделии, подобного понятия не существует.
***
Мое сознание технаря-логика хватается за неправильности, разбросанные по всему тексту, – видимо, автор это сделал нарочно для того, чтобы некоторые читатели не теряли связь с действительностью.
«Стрелки на часах церкви…». Никогда такого не видела и не слышала. Часы – механизм, измеряющий земное время, на храме Божьем, доме, где идет беседа с вечностью – нонсенс. По крайней мере, я так до сих пор думала, теперь не уверена.
«Идем скорее, я заварю кофе…». Насколько я помню, варить и заваривать – это немного различающиеся технологические процессы. Заваривают чай, а кофе варят. Но может быть в мире, где можно посыпать разговор сахарной пудрой («…когда разговор предстоит несладкий, появляется необходимость присыпать его сахарной пудрой…»), а мысли красить (« Одна из них настойчиво красила его мысли в апельсиновый цвет…»), можно делать наоборот?
Ощущение, что у меня на носу астрально-спектральные очки Луны Лавгуд. Киношная Луна видела через них нарглов, а я через фанфик «Так или иначе» получаю возможность заглянуть в другую явь, в иную реальность.
Это очень необычный мир, там общаются с зернами кофе («…он по целому часу проводит в обществе кофейных зерен и рыжего дополнения к ним…») и знают, где найти ответ на мучающий вопрос («…на дне чашки затаился ответ на все вопросы…»). Вопросов много, а ответ один. Интересно, какой?
Там не только девушки имеют вкус («…сладкий вкус Джинни…»), но и разговоры достаточно специфичны («…кофейные разговоры протекали совсем в другом русле…»).
Может быть, девушка стала сладкой от того, что состоит в близкой родственной связи с ветром? («…чья хозяйка явно приходилась внучатой племянницей какому-нибудь лебеччо…») Или это очередная шутка всесильной Богини Судьбы? («…Фортуна, обернувшаяся для разнообразия озорным ветерком…») Странно, зачем это ей надо?
В таком мире жить непросто.
«Какое отношение имеют к его жизни драконы, ведьмы и принцессы с асбестовой кожей? Или с фарфоровой. Какая обычно кожа у сказочных принцесс, Гарри не помнил, но был уверен, что, какая бы ни была, походить принцесса будет на садовую статую».
Какие только мысли не взбредут в буйну голову героя. Возможно, он имел в виду не асбест, слоистый негорючий минерал, а алебастр, сорт гипса? Но что взять с бывшего гриффиндорца, если во всеуслышание заявляется: «…А память у гриффиндорцев, как известно, еще слабее их мозгов…», – ни больше, ни меньше. Даже неловко как-то напоминать о всезнайке Грейнджер, великом Дамблдоре, да и сам Гарри в бытность свою студентом не был похож на тупого идиота.
Наверное, искать здесь логику и смысл не стоит. Ну, какой смысл может быть в галлюцинациях? Но для чего-то же фанфик написан, прочитан несколько тысяч раз. Больше десятка восторженных отзывов подтверждают, что подобное творчество необходимо.
Помните песню из старого советского фильма: «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно. Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад совершенно»?**
Эти строки можно ставить эпиграфом к сему произведению. Не в лад, невпопад… Но, возможно, это и есть то самое колдовство, волшебство, магия, которой так не хватает в наших серых или не очень серых, но все же буднях? То, из-за чего мы так любим фанфикшен?
***
Давно забылись противные больничные запахи, унылые коридоры, невкусная еда, но полет в ежесекундно меняющемся пространстве мне нет-нет, да и вспоминается.
• *Наутилус Помпилиус. «Дыхание». (В.Бутусов – И.Кормильцев)
• **Ю.Ким. Песня волшебника из к/ф «Обыкновенное чудо».
Отзыв на фанфик Так или иначе автора Fiabilandia, по заявке Fiabilandia
Полет белого кролика над апельсиновыми часами
Если бы я просто так захотела прочесть фанфик «Так или иначе», то закрыла бы его сразу, как только увидела бы «шапку». Ну, что тут может заинтересовать? «Отказ: на траву пока хватает. Аннотация: Если кто-то обретает счастье, кто-то другой его теряет. Комментарии: Психоделика инсайд»
Психоделика для человека, с детства мыслящего логически, вещь непонятная, абсурдная, неприемлемая.
Если бы меня спросили, когда я прочла его в первый раз, о чем он, я бы не смогла ответить внятно. Ни о чем.
читать дальше
Полет белого кролика над апельсиновыми часами
Если бы я просто так захотела прочесть фанфик «Так или иначе», то закрыла бы его сразу, как только увидела бы «шапку». Ну, что тут может заинтересовать? «Отказ: на траву пока хватает. Аннотация: Если кто-то обретает счастье, кто-то другой его теряет. Комментарии: Психоделика инсайд»
Психоделика для человека, с детства мыслящего логически, вещь непонятная, абсурдная, неприемлемая.
Если бы меня спросили, когда я прочла его в первый раз, о чем он, я бы не смогла ответить внятно. Ни о чем.
читать дальше