Отзыв на фанфик Шанс на счастье автора Taala по заявке rane.
читать дальшеВместо вступления.
Хочется спросить «доколе?» Когда наступит озарение у снарри-шипперов и они перестанут выдавать плацебо за драму? Когда снарри-штампы обретут хоть какой-то съедобный вид? И нужны ли они вообще, учитывая, что любой штамп – это уже использованная кем-то (тысячи их) идея. Хотя, по сути, идея одна, и принадлежит она Сами-Знаете-Кому. И народу. Поэтому – какие упреки?
Сюжет.
Не принадлежит автору. Классический снарри-штамп под кодовым названием «брак». Автор рецензии позволит себе привести краткое содержание любого подобного фанфика (опираясь на предложенное для рецензии произведение):
Снейпу по какой – нибудь совершенно абсурдной причине нужно срочно жениться на Мальчике-Который-Выжил-Чтобы-Стать-Мужем-Снейпа.
Снейп: Нам нужно заключить фиктивный брак.
Поттер: Да как ты смеешь сальноволосый ублюдок?! А это необходимо?
Снейп: Да, необходимо.
Гермиона: Другого выхода нет.
Рон: Фууу…
Далее следует не менее абсурдный «ритуал», после которого Снейп (внезапно) обязательно должен поселиться в личных покоях Поттера. И в какой-то момент фиктивный брак становится настоящим. Моменты не отличаются разнообразием.
Поттер: Ой, я порезался.
Снейп: Идиот, давай я тебя поцелую.
Поттер: Да-да-да… (дальше обычно идет сцена NC, но Taala ее скромно обошла стороной).
Потом Поттер постигает природу своих чувств посредством общения с друзьями, общения с живыми взрослыми друзьями (почему-то авторы снарри любят оживлять именно для этого Блэков, Люпинов, Дамблдоров и прочую нечисть), общения в постели с телом женского пола (в принципе не важно, как это тело зовут, ну, например, Ромильда). Описания постигающего свои чувства Снейпа авторы панически боятся, поэтому мы просто узнаем, что он топит себя в вине/абсенте/зелье. Ну и, наконец, после продолжительной ломки/разговоров/самокопания/секса Поттер приходит к Снейпу.
Снейп: Ты идиот.
Поттер: Ты повторяешься.
*обязательная сцена NC, во время которой Поттер понимает, что у него никогда и ни с кем такого не было*
Поттер: Я люблю тебя.
Снейп (обычно): Хм… (финальные объятия)
Снейп (реже): Можно попробовать (финальные объятия)
Снейп (еще реже): И я тебя (финальная NC сцена).
Не вижу смысла вдаваться в подробности той самой абсурдной причины, по которой многострадальному Северусу нужно срочно заключать брак с повзрослевшим, но не поумневшим Гарри Поттером. Или повествовать о ходе мыслей последнего, его «озарениях», о пьяном ревнивом Снейпе и далее по списку, потому что каждый поступок (или фраза, или ситуация) предугадываются заранее. И вот тогда становится по-настоящему скучно. Или грустно. Рецензенту – грустно. От того, что автор потратил время на миди-сочинительство, вложил в него, вероятно, какие-то эмоции и, возможно, переживания, получив в итоге фаст-фуд. Я с пиететом отношусь к любому виду творчества (а уж тем более к фикратерству). Но это занятие уже подразумевает наличие фундамента канона. И когда на этот фундамент ставят второй – штамп (причем один из самых невероятных) – возникает вопрос «а, собственно, зачем?».
Характеры.
В шапке «Шанса на счастье» любой внимательный читатель заметит авторское предупреждение: «возможен ООС». И этот внимательный читатель после ознакомления с текстом удивится и предложит написать в графе предупреждений «внимание, возможен канон». Я не увидела в данном фике Снейпа, ибо его там нет. Есть мужчина, которого почему - то называют этим именем, и который отчего – то смутно похож на знакомого мне Северуса Снейпа. Более того, эта же участь постигла почти всех персонажей. Сложно представить, но даже Грейнджер здесь исключительно авторская.
Фанфик написан с учетом всех семи томов, действие происходит спустя несколько лет после эпилога (естественно, зверек Обоснуй спрятался и не желает пояснять, отчего вдруг профессор жив и здравствует). С учетом всех фактов, каноничного образа, истории, моего личного представления данной персоны, мне сложно представить Снейпа, который добровольно приходит к Поттеру и с порога просит о брачном союзе. Вообще слова «Снейп» и «просит» как-то странно смотрятся в одном предложении.
Гермиона, волшебница – полукровка, жизнь которой сконцентрирована с 11 лет вокруг получения знаний о мире магов, и муж которой из самой что ни на есть магической семьи, выбирает маггловский университет после окончания войны? Автор, ей-Мерлин, вы о чем?
Что касается Поттера, Taala наделила его поттеровскими чертами, но, почему-то, забыла, что мальчик растёт и, скорее всего, вспоминая события канона, умнеет. Ну или, по крайней мере, не спит с первой попавшейся бывшей однокурсницей, поддавшись разыгравшемуся либидо. О характере Поттера Taala можно судить по тому, как он использовал три своих желания (поясню для слушателей – Снейп подарил ему три желания за то, что тот стал его мужем, как ни странно). Сходить с ним за шмотками, переспать и однозначно быть вместе (любовь до гроба прилагается). Поттер, на котором висел груз ответственности за исход Войны, который потерял почти всё (и даже себя в какой-то момент), совершенно не экзальтированный молодой человек тратит три желания, подаренные ему одним из самых сильных магов современности (бывшей правой рукой Темного Лорда) на вот ЭТО? Автор (опять же), вы о чем?
Здесь кто-то может упрекнуть меня в излишней придирчивости и приверженности канону. А я отвечу просто – есть с чем сравнивать. Я уверена, что можно написать штамп, который будет цеплять именно потому что в этот штамп вписали настоящих героев, и они там комфортно разместились.
Стиль. Язык.
Радует. Здесь рецензент отдохнул (и вздохнул с облегчением). Во всяком случае, читать этот фанфик легко, что, учитывая всё вышеперечисленное, доставляет. Естественно, можно указать бете на стилистические недочеты вроде «его тело закаменело, не давая возможности двигаться», но в целом я бы отнесла «Шанс на счастье» к стилистически съедобному штампу.
Отдельное спасибо за:
– Думаете, заголовок в «Пророке»: «Национальный герой женился на мужчине» переплюнет когда-то популярный: «Гарри Поттер – наследник Слизерина»?=)
Общее впечатление. Мысли вслух.
Я потрудилась найти в закромах фандома автора «Шанса на счастье» и ознакомиться с ее творчеством. У Таалы есть потрясающая ГП-поэзия, качество которой удивляет после прочтения данного фанфика. Насколько автору удается рифма, настолько сквикает романс-штапм-проза.
Ваш покорный слуга нежно любит снарри, считая его чуть ли не единственным возможным и полным драматичности пейрингом. За то, как авторам удается процесс ломки героев, за то, как во время чтения вдруг все встает на свои места, за моменты, когда границы летят к мерлиновой бабушке, и ты чувствуешь, что именно ощущал автор, и как он пытался это нарисовать. Мне хочется спросить у Таалы – в процессе написания какого абзаца она что – то подобное чувствовала? Потому что я не почувствовала в этом фике ничего. И ничего не увидела, кроме стандарта, любви автора к юриспруденции, намека на драму, которая, в итоге, драмой не является.
Но, даже учитывая все вышенаписанное, я никогда не скажу «не советую данное произведение к прочтению». Любой снарри-шиппер знает, что постепенно увеличивающееся количество прочитанных фиков ведет к переосмыслению фандома. Нужно читать больше и разного. И, да прибудет с вами мысль (и читатели, и авторы).
С уважением, лингвист, фикрайтер, слэшер, любитель снарри и поттеротолчок по совместительству.