воскресенье, 06 декабря 2009
Администрация феста что-то явно попутала с заявками. Я ясно указывала, что не буду рецензировать эпики - и что же, в доставшейся мне заявке два эпика (один вообще чуть не самый огромный в фэндоме) и одно pwp.
Как рецензировать pwp, я сейчас придумать не могу, хотя интересный был бы челлендж. Поэтому пришлось рецензировать из двух эпиков тот, что поменьше.
Рецензия на фанфик Deprivation - Cris Koyani
ainokusabi.ruslash.net/fanfiction/deprivation.h...По заявке
миз БенбериАвтор:
институткаЯ не была знакома с этим, насколько мне известно, фандомообразующим произведением. И не знала, что оно, оказывается, жанровое. Жанр называется «брутальный ангст».
parental advisory! explicit lyricsНачало для жанра традиционное: утро, кофе-сигареты-халат-похмелье, и неизменная тщательная, вулканически подробная фиксация всех действий и ощущений персонажа, от общего похмельного ангста до упавшей бутылки с шампунем. Прием, кстати, кинематографический, так и видишь эту медленно движущуюся вокруг героя камеру.
На этом приеме стоит половина современной литературы. Не говоря уж о том, что на нем же стоят девяносто процентов сетевых ориджиналов.
В первой трети текста ничего не происходит, кроме брутальных разговоров («как хуево – давай трахнемся – сука ты чувак»). Персонажи оказываются сутенером и проституткой. Ну, впрочем, могли быть и дилером и пушером, быком и шестеркой – любыми представителями маргинальных слоев.
Где-то тут еще должен быть грязный холодильник и виски из горла, - и подробно описано, как герой открывает и закрывает пробку. Ага, а вот и он.
Дальше все же начинается действие: герой идет в супермаркет. И с этого момента логика жанра несколько ломается. Героя похищают прямо из супермаркета, и он, конечно же, неожиданно страшно хочет своего похитителя. Да, это уже не логика «паланик-стайл» (восходящая к Сартру и Хемингуэю), это логика слэшного фика.
После чего героя, как бы в наказание – и в знак возвращения к прежней логике – насилуют двадцать семь человек.
(Разумеется, все в рамках т.н. «обоснуя» - герой проститутка, а это клиенты. Не волнуйтесь, я все поняла)
Дальше между героем и его похитителем начинает разворачиваться девичий роман в декорациях все того же паланик-стайл (бар, грязный мотель, мятые сигареты, секса не будет). Ах, я не тот, за кого он меня принимает – не спрашивай меня ни о чем, и все будет хорошо – вот теперь я целуюсь в первый раз. Монтажная склейка.
Дальше следует довольно симпатичный эпизод с бывшим петом из Эоса. Он, пожалуй, во время чтения привлек меня более всего – это самое интересное, что сказал автор о социальной системе планеты. Кто где находится, кто к кому как относится, как соотносятся друг с другом обитатели человеческого дна, не-совсем-дна, и петы… Если бы автор развил эту тему, было бы интересно – я не знаю лучшего способа представить мир, а не отношения.
Между тем девичий роман продолжается, и, непонятно в какой связи, персонажу внезапно предлагают новую работу – вместо сексуальных услуг. Попутно с сутенером случается истерика, тоже брутальная, с темными кругами под глазами и сломанной сигаретой.
Уход со старой работы знаменуется дракой с клиентом – тоже брутальной и очень подробной. Действие окончательно переходит в другой мир, с логикой фанфика, герой даже приобретает некоторые черты ОМП – например, у него обнаруживаются совершенно необходимые знания и сообразительность, он легко корректирует планы банды – и так же легко становится у них главным. Другой мир, другие правила.
Но вот уйти окончательно у него не получается. Герой внезапно осознает, что шлюхой ему быть неплохо и удобно (странно, раньше об этом не говорило ничего, тут он почти нежность испытывает к работе) – но случайное зрелище изуродованного мальчика-проститутки заставляет его все же уйти. В ту, сказочную реальность слэшного фика. Она, конечно, ничем не лучше, но автор подает ее как лучшую – не зря именно в этом контексте звучит слово «достоинство».
Дальше следует невнятная сцена, такие в плохих русских сериалах начинаются с фразы «мне нужна пленка». Пленку, впрочем, герой брать отказывается и, гордо подняв голову, уходит в новый мир.
А, ну и да, персонажа все время то тошнит, то рвет. Очень подробно и брутально.
А почему я не упоминаю имен персонажей? А потому, что это, конечно, не Рики, не Катце, и, скорее всего, не Гай.
Мне трудно судить, в чем состоял замысел автора. Разве что в том, чтобы показать, как все бывает на самом деле. В суровой реальности. Но, к сожалению, если это не публицистика, то такой подход – только средство. Цель, наверное, была в достоинстве – но настойчиво повторяемое слово не находит подтверждения ни в одной из реальностей текста.
@темы:
Ai no Kusabi
Извините:-)) Я догадывалась, что вам текст нравится, но мне он не понравился.