00:03 

Свободное участие. Отзыв на "Sex, drugs, standing stone"

По заявке Imp_ch_r, отзыв на фик Herr_Tatzelwurm "Sex, drugs, standing stone" в рамках свободного участия

Принимаясь за рецензию, я долго прикидывал, в каком ключе её писать: оттолкнуться ли от Кодекса? От тела игры? От анамнеза наркотической зависимости? От всего, что в 90х я узнал из полицейских боевиков?
Автор так же выбирает угол повествования, хоть менее волен и осознан в этом процессе: мощной волной его тащит вдохновение. Представим Драгон Эйдж сферой, как любую вселенную. Я сияю от восторга, когда встречаю автора, крутящего эту сферу на пальце, как баскетбольный мяч. Точка упора здесь может быть абсолютно любой. Любовь, месть, любопытство к отдельным деталям, возможно, миновавшим сознание большинства. И выбор этих ракурсов всегда любопытен.
В этот раз всё было так просто и естественно, что, возможно, не один я подумал: почему это не пришло в голову мне? (Официальный рецензент здесь более опытен: я встречал не так много фиков с этим конфликтом, и уж конечно, ничтожно мало из них читал. Если есть здесь кто-то, кто также некомпетентен, как и я, - слушайте.)
Помните тот контрабандный лириум, который с большим профитом для себя можно переправить из Пыльного Города в Башню Круга? Ну так вот, некие Амелл и Алистер, Серые Стражи, «подсели» на него, совершенно случайно рассыпав и надышавшись парами. Дальнейшие события – это грамотная эскалация конфликта, ловко вписанная в ткань игры. И хотя текст полон соответствующих стереотипов, антураж, в котором разворачивается эта полицейская история, рождает некое оксюморонное удивление. Как же: маги, драконы, эльфы – и ломка, промискуитет, планомерно сливаемая роль парагона, летящая к чёртовой матери пирамида потребностей, и основная цель игры и самого существования Стражей, проходящая не красной нитью, а фоном, где-то на периферии замутнённого сознания…
В первую очередь хочу отметить знание матчасти, как правило, выгодно отличающее автора. Хоть он и уверяет нас, что из веществ не употребляет даже пользительного табачка, но либо обладает верным глазом, либо старательно делает домашнее задание: особо придраться по фактажу нельзя. В поэтапном раскручивании наркотической зависимости у Стражей автор находит место ключевым моментам как абстинентного синдрома, так и почерпнутых из Кодекса сведений, умело оперируя аспектами и физического, и психического влечения к «яду»: привыкание и увеличение доз, потеря памяти, слабость, паранойя, обострения в характере и изменения в системе ценностей, нарастающая агрессивность. Не уверен, что на свете найдётся много наркоманов, добросовестно заблуждающихся относительно приемлемости своего «хобби», так что все придуманные героями – нелепые и не очень – байки и приёмы для сокрытия проблемы от окружающих и от себя самих, - медицински закономерны.
Я сказал «промискуитет»? Я сказал. Это оттого, что наркотическая зависимость в своём архетипе неотделима от секса. Однако идиоматическое «Sex» из шапки представлено скупо: с одной строны, тему наркотиков принято всегда связывать с половой «распущенностью». С другой – самого секса в тексте исчезающе мало (включая явные и неявные намёки). Во-первых, это также неплохо ложится в матчасть, где влечение к лириуму вытесняет собой все другие: инстинктивную потребность и в пище, доходя до необходимости принудительного кормления, и в сексе. Во-вторых, это может быть из-за самих главных героев: Амелл – мы можем наблюдать это в творчестве автора – имеет искажённое представление о благословенном занятии, а Алистера не всяк воспримет годным в этой области.
Впрочем, здесь мы видим Алистера с человеческим лицом. Временами он вызывает понимание естественностью своих реакций, иногда – вканонностью. Непонимание же выражу так: он что, правда может это всё? Что-то решать, чему-то противоречить, что-то запрещать? Мы неоднажды сражались с ним бок о бок, но я не знал его с этой стороны, поэтому предпочитаю думать об Амелл. Маг тоже не мой герой, но зато кажется весьма живой и натуральной со своей присущей полу способностью заходить всегда дальше, решать стремительнее, ломать больше дров, основываясь на простом и понятном факте: «я права».
Объёмности образам и повествованию придаёт и вольный стиль автора: я легко представляю, как Ворд под его пальцами весёленько светится зелёными подчёркиваниями, но, в отличие от предыдущего оратора, не вижу в этом повода для нареканий. Живость языка – только плюс в моих глазах, я отчего-то уверен, что разбавление ровного текста жаргонизмами может быть весьма полезно (как и обзаведение бетой – для автора, это правда).
Давайте я сейчас скажу о том, что вызвало вопросы. Их ряд. Хоть большинство моментов рассказа вполне обоснованы, уже с тридцатого перечитывания, как автору хорошо известно, на свет вылезает всё, что цепляет глаз.
Несмотря на полную вканонность всеферелденского и особенно мажьего суеверного страха перед воинами церкви, мне сложно понять ужас героев перед кабалой Харрита. Да, помню, паранойю никто не отменял, как никто не отменял резких движений, совершаемых Стражами, дабы вырваться из любых внешних уз. Но кроме того, что мне невдомёк, чем именно прельщает командора храмовников «владение» парой наркоманов, да так, что он снабжает их легендой, укрытием и собственно лириумом, - деньги? Их можно получить, незаметно, через курьера в рыночной толпе поменявшись на товар. Секс? Но пара племянниц делает этот обмен ещё более неравноценным, даже не будь Амелл бревном. (Я, кстати, сразу посыпаю себе голову пеплом, если не заметил канонно орлейского происхождения Харрита. Иначе командор-орлеец, орлейки-племянницы, и даже загадочная орлейская принцесса воспринимаются как желание навесить всех собак на давнего врага нашей игровой родины.) Так вот, кроме заинтересованности храмовника, мне непонятна хитроумность плана по ликвидации кандалов в его лице. Зачем такие сложности, если а) он не меньше зависит от Стражей, так как б) чуть не до самой осады Денерима там безвылазно торчит Тавиш, ожидая команды «фас»? И более того – разве Амелл, магу, не испытывающему недостатка в лириуме в гостях у обидчика, не довольно щёлкнуть пальцами, чтоб решить проблему? В таких случаях стоит задавать себе вопрос: что бы сделала Морриган?
Хоть у Аноры кроме мотива появляется прекрасный повод навсегда избавиться от Алистера, здесь она этого не делает, отпуская его под расписку как абсолютно безвредное теперь существо. Я б поспорил и здесь, наверное, потому что сторонюсь королевы, как автор – храмовников.
Окей, почему Бодан не падает жертвой ограбления, ведь когда его не пускают со Стражами, мы понимаем, что у него «есть»? Почему герои не покинули отряд после эскалации конфликта и угрозы пустить в ход магию крови – ведь к этому моменту одержимость лириумом должна была полностью овладеть ими, диктуя желание предаваться ей в спокойной обстановке, где никакая Винн не сможет нарушить Теневых грёз? Почему люди с наслаждением трутся голой спиной о ковёр, а я с металлическим привкусом во рту вспоминаю свои стёртые однажды колени, клянясь: «больше – никогда»? И то, что волнует меня животрепещущим образом – освобождение Риорданом от клятвы: а что, можно было? И почему мне никто не сказал?.. Или что это даёт?

Прочли? Ну, выдохните: всё это вздор против цельности повествования. Здесь нет ничего такого, что нельзя было переварить в смысле художественной правды. Что имеет значение – так это то, что используя нехитрые и заезженные в криминальной хронике рычаги, автор ставит с ног на голову всю историю пары Серых Стражей и Мора в Ферелдене, ловко притом вворачивая колоритный орнамент и присущую народу суеверность. Все знакомые сюжетные моменты приобретают новую окраску и мотивацию: снятие осады с Редклифа, жизнь Коннора и судьба Йована, выполнение побочных квестов, судьба долийцев – всё остаётся лишь бледно-синими вехами в сознании героев, всё подчиняется и тасуется в угоду лириумной одержимости – и здесь хочу отметить лёгкость касаний автора к теме сюжета. Он смотрит пристрастными глазами Стражей, и уже нет дела ни до трона, ни до Собрания Земель, ни до Мора с Архидемоном.

Мы – Герои Ферелдена – мазаны одним мирром. Только попадаемся на разное. И это кошмар – не быть хозяином самому себе. Ужасно относиться к группе риска – не будучи готовым. «В Пар-Воллене мы рубили магам руки». Я не всегда был согласен с тем, кому принадлежали эти слова, но сейчас готов признать: в них есть рациональное зерно. Так что постарайся, сторонний наблюдатель, не удивляться и не осуждать нас, когда мы убиваем родителей, друзей и любимых. Мы просто ненавидим, когда что-то держит нас за горло.

Если я услышу, что из-за страсти к рисовке меня сложно понять, - это будет не впервые. Поэтому продублирую посыл простыми словами: «Sex, drugs, standing stone» – текст фееричный, изящный и лёгкий в своей простоте и всячески рекомендованный к прочтению. Даже если вы не раз сталкивались с лириумной зависимостью – он вам понравится. Если же, против ожидания, на эти посиделки забредёт невинная душа допризывного возраста, позвольте, я оставлю ещё один посыл: наркотики – зло. Вам от них плохо будет.

@темы: Dragon Age

Комментарии
2011-04-20 в 09:24 

Papa-demon
к марту котик должен ебать мышей и, желательно, людей (с)
прелестная рецензия, спасибо!!

2011-04-20 в 10:00 

Кротик мой любимый
Погнали, нефалемы!
Erwin Rommel
Это бест!!! Читал, смеялся гомерически!

читать дальше

2011-04-20 в 10:14 

спасибо)
насчёт Морри: я хочу сказать, что стоит действовать, как она. имхо, она бы на лоскуты пустила всё, что не по нраву - вот и Амелл стоило.

2011-04-20 в 10:17 

Кротик мой любимый
Погнали, нефалемы!
Erwin Rommel
люди редко действуют рационально. Тем более - заявка есть заявка. Поступи Амелл так - был бы другой фанфик :)
не, ну рецензия просто порадовала. С нетерпением жду, что еще напишешь, в таком же стиле.
освобожусь - еще одну запосщу.

2011-04-20 в 10:41 

Imp_ch_r да я б с дорогой душой, но это так съело мозг) а ещё раз 30 прочесть что-то - я уже не успеваю( погляжу

     

рек-фест

главная